Четверть века назад Литва, Латвия и Эстония обрели независимость и пошли по одной дороге, однако вскоре Эстония выделилась: эстонцы не допустили к власти бывших коммунистов, но не забыли о старых традициях.
Одна из традиций – обязательная военная служба. Служат все, и в отличие от Литвы, эта система призыва не имитировалась, от нее не отказывались. В Эстонии служит и сын президента, и сыновья известных политиков и сыновья бизнесменов, а на госслужбе работают все те, кто прошел службу в армии, не иначе.
Правда, альтернатива, которую выбирают тысячи эстонцев, не менее престижна. Эстонская Лига обороны, или Kaitseliit, в которой более 13 000 активных членов, а вместе с дочерними организациями это добровольческое формирование объединяет около 21 000 членов. Ее члены участвуют и в общественной деятельности, и в обороне страны. Они носят такую же униформу, как военные, у них есть служебное оружие.
В отличии от Союза стрелков Литвы, члены Kaitseliit могут хранить оружие дома. В случае войны Лига обороны поможет сохранить свои мощности и скорость мобилизации.
В Литве оружие боятся доверить даже военным добровольческих сил МО. В Эстонии же члены Лиги обороны в сейфах у себя дома хранят самое разное оружие. Это разрешено уже более 20 лет, в Литве на эту тему только-только начали осторожно дискутировать.
“Это подготовленные, патриотически настроенные люди. Как мы можем не доверять им?”, – задал риторический вопрос в интервью DELFI глава Kaitseliit, генерал Меэлис Кийли.
– Господин генерал, Лига обороны Эстонии, как и оборонительная организация каждой страны имеет свои особенности. Чем она отличается от других, например, от Союза стрелков?
– Во-первых, конечно, те, что создана для обороны Эстонии, это явное отличие. Важно подчеркнуть, что мы не создавали новую структуру. Мы восстановили то, что было до Второй мировой войны. От Союза стрелков нас отличает главная задача – оборона территории.
– Ну и, конечно, тот факт, что почти у всех есть оружие и вы можете хранить его дома? – Да, это одна из красивых традиций, существовавших и до войны. Другой момент, члены Лиги обороны отлично подготовленные патриоты, граждане, разве мы не можем им доверять? Оружие у них есть с момента восстановления независимости. Да, в то время сначала бывали разные инциденты, но немного. В последнее время ничего подобного не было вообще, один был 10 лет назад.
Точное число членов ЛО, у которых дома есть оружие, засекречено. Но могу сказать, что оружие дома есть у примерно 70%.
– А что с оставшимися 30%?
– Нет, просто по тем или иным причинам они не могут хранить оружие дома и об этом сами говорят. надо понимать, что хранение оружия дома связано с большой опасностью. Если работаешь за границей, много путешествуешь, мало бываешь дома, трудно ведь держать дома оружие? Это выбор самих членов, также как в интересах командующего, чтобы оружие было у как можно большего числа подчиненных.
– Можно хранить только оружие или оружие и амуницию?
– То же самое касается и амуниции – запас на один день, иными словами 4 комплекта (120 патронов для стандартного автоматического GL, израильского Galil или 80 патронов к Ak-4 большего калибра, который используют и литовские добровольцы), если речь идет об автоматах. – А хранят и другое оружие, не только автоматы и пистолеты?
– Не только. Кое-кто держит пулеметы с амуницией, но немногие. Есть такие, кто дома хранит противотанковые гранатометы (в Литовской армии также используют противотанковый гранатомет 84 мм калибра Carl Gustav). Конечно, все это должно храниться в безопасности, для этого предназначены сейфы, которыми мы обеспечиваем. Всего из бюджета на оборону мы получаем 8%, поэтому денег на сейфы нам хватает.
– Что вы ответили бы тем жителям постсоветского пространства, которые говорят, что небезопасно доверять оружие даже военным, нельзя, чтобы они его хранили дома? Например, в Литве совсем недавно произошел инцидент, во время которого даже полицейский оставил автомат в машине и им завладел задержанный, а что уже говорить о тысячах вооруженных людей…
– Ну уж, тот ваш молодчик просто совершил ошибку, наверное, по неосторожности. Бывают ошибки. Но у нас в Эстонии любой сдавший экзамены человек может хранить дома зарегистрированное в полиции оружие – и таких много. К примеру, охотники хранят 25 000 единиц оружия. Скажите, какая разница между ними и членами ЛО?
Конечно, надо сдать экзамены. Люди должны быть подготовлены психологически, должны знать законы. Все это строго контролируют командующие ЛО на уровне регионов.
минский_пекрь
Источник: newsland.com