22 ноября 1955 года на Семипалатинске состоялось испытание первого советского термоядерного заряда большой мощности.
Погоня за Америкой
Конец 1940-х — начало 1950-х годов ознаменовалось для Советского Союза яростной «ядерной гонкой». «Холодная война» с прежними союзниками по антигитлеровской коалиции грозила в любой момент перейти в «горячую» стадию ввиду того, что Соединенные Штаты обладали атомным оружием, а СССР — нет.
В августе 1949 года в Советском Союзе была испытана первая собственная атомная бомба, что нарушило монополию США на данный вид вооружений.
Но это, однако, не означало, что угроза миновала. Соединенные Штаты опережали СССР как по количеству произведенных зарядов, так и по качеству, находясь как минимум на шаг впереди в техническом совершенствовании нового вида оружия.
1 ноября 1952 года Соединенные Штаты провели на атолле Эниветок первое испытание термоядерного устройства мегатонного класса, получившего название «Иви Майк».
Ответ Советского Союза последовал 12 августа 1953 года, когда на Семипалатинском полигоне была испытано устройство РДС-6с — первая отечественная водородная бомба, ставшая также первой в мире бомбой такого класса, готовой к боевому применению.
Шок от «Кастл Браво»
Гонка продолжалась. Ученые обеих стран искали способы увеличения мощности бомб. 1 марта 1954 года на атолле Бикини американцы провели испытание устройства под кодовым названием «Кастл Браво». Речь шла о бомбе с так называемым двухступенчатым зарядом, в котором в качестве термоядерного горючего впервые в американской практике было применено твёрдое вещество, дейтерид лития. Взрывное устройство было выполнено по схеме Улама—Теллера, при которой первая фаза представляет собой взрыв атомного заряда урана или плутония, а во время второй стадии происходит термоядерная реакция в контейнере, сжатом энергией первого взрыва посредством радиационной имплозии.
Предполагаемая мощность взрыва оценивалась в диапазоне 4–8 мегатонн при наиболее вероятной 6 мегатонн.
Американские специалисты промахнулись. Мощность взрыва в 2,5 раза превысила расчетную и составила 15 мегатонн, что сделало его самым мощным за всю историю испытаний ядерного оружия в США. Специалисты, укрывшиеся в бункере, позже писали, что он колебался «словно судно в бурном море». Из-за сильнейшей радиоактивности бункер стало возможным покинуть лишь через 11 часов.
Опасные дозы радиации получили американские военные и жители близлежащих обитаемых островов, которых не предупредили об опасности.
Радиоактивная пыль, выпавшая из облака взрыва, осыпала находившееся в 170 км от Бикини японское рыболовное судно «Фукурю-Мару». Заражение вызвало сильную лучевую болезнь у всех членов команды, которые получили дозу облучения около 300 рентген каждый и стали тяжёлыми инвалидами, а радист судна Айкити Кубояма через полгода умер.
Несмотря на все эти последствия, военные признали испытание успешным.
Советский ответ Пентагону
Американцы получили свой термоядерный заряд большой мощности, и Советскому Союзу вновь требовалось догонять ушедшего вперед оппонента.
Работы на советской «супербомбой» велись с 1953 года, однако только в 1954 году были окончательно сформулированы основные положения нового принципа, лежащего в основе двухступенчатой конструкции.
24 декабря 1954 года состоялся научно-технический совет КБ-11 под председательством Игоря Курчатова. В работе совета приняли участие министр среднего машиностроения Вячеслав Малышев, руководство КБ-11, научные работники и конструкторы-разработчики атомных зарядов. На заседании обсуждалась проблема создания водородной бомбы большой мощности на новом принципе (схема радиационной имплозии). В итоге, было принято решение о начале работ над новой водородной бомбой, которая получила кодовое название «РДС-37».
Окончательная схема РДС-37 была утверждена на совещании 31 мая 1955 года.
В октябре 1955 года Совет Министров СССР постановил, что испытание новой бомбы пройдет на полигоне № 2, расположенном в Семипалатинске. Предполагалось испытать новое оружие путем прицельного бомбометания с самолета. Для того, чтобы позволить экипажу бомбардировщика уйти на безопасное расстояние, предполагалось сбросить РДС-37 на парашюте.
Лучшая посадка майора Головашко
Испытание «супербомбы» было назначено на 20 ноября 1955 года. Тем утром ученые провели последнюю проверку боеприпаса и передали его военным для подвески к самолету. В 9:30 самолет-носитель Ту-16 с экипажем под командованием майора Федора Головашко взлетел с аэродрома Жана-Семей.
И вот здесь начались непредвиденные сложности. Вопреки прогнозам метеорологов, полигон закрыло плотной облачностью. Затем выяснилось, что радиолокационный прицел вышел из строя и прицельное бомбометание невозможно.
В таких условиях требовалось отзывать Ту-16 на базу, но еще никому не приходилось сажать самолет с термоядерной бомбой на борту.
Взять на себя ответственность за такой приказ желающих не находилось, а топлива у Ту-16 оставалось все меньше.
Для принятия решения срочного подключили двух ведущих специалистов по термоядерным устройствам — Андрея Сахарова и Якова Зельдовича, которые дали письменные гарантии того, что подрыва заряда при посадке не произойдет.
Командир экипажа Ту-16 Федор Головашко произвел в тот день, наверное, свою самую идеальную посадку. Годом позже за участие в испытаниях ядерного оружия он будет удостоен звания Героя Советского Союза. А в тот день летчики, да и не только они, радовались, что все закончилось благополучно.
Ноябрьская «жара»
После разбора нештатной ситуации руководители испытаний объявили новую дату — 22 ноября 1955 года.
В 6:55 утра 22 ноября РДС-37 снова подвесили к Ту-16. В 8:34 экипаж самолета получил команду на вылет. На сей раз обстановка в районе полигона оказалась благоприятной. В 9:47 с высоты 12 тысяч метров был произведен сброс бомбы. Парашютная система успешно сработала, бомба взорвалась на высоте 1550 метров.
Несмотря на то, что Ту-16 успел уйти на безопасное расстояние, летчики в кабине ощущали на открытых участках кожи большее тепловое воздействие, нежели бывает на открытом солнце даже в самую жаркую погоду.
Наблюдатели, находившиеся в 35 километрах от эпицентра, в специальных очках, лежа на поверхности грунта, в момент вспышки ощутили сильный приток тепла, а при подходе ударной волны — двукратный сильный и резкий звук, напоминающий грозовой разряд.
Через 5-7 минут после взрыва высота радиоактивного облака достигла 13-14 километров, а диаметр «гриба» облака к этому моменту составлял 25-30 километров.
Люди получали ранения за десятки километров от эпицентра
Комиссия по определению мощности взрыва установила, что фактическая мощность РДС-37 составила 1,6 мегатонны. Величина, казалось бы, несопоставимая с мощностью «Кастл Браво», но советскую «супербомбу» испытывали сбросом с самолета, в то время как американскую взрывали на поверхности. РДС-37 стала первой бомбой в мире мощностью более 1 мегатонны, сброшенной с самолета.
Взрыв РДС-37, как и «Кастл Браво», наделал немало бед. В момент обвала землянки в выжидательном районе № 1, расположенном в 36 километрах от центра взрыва, были засыпаны землёй шесть солдат батальона охраны, из которых один умер от удушья, остальные получили лёгкие ушибы. В селе Семиярское вследствие обвала потолков в специально оборудованных помещениях одна женщина получила закрытый перелом бедра и две получили ушибы позвоночника. В различных населенных пунктах в радиусе нескольких десятков километров осколками стекла и обломками зданий ранило более 40 человек. На этом фоне тот факт, что стекла оказались выбиты в домах в радиусе до 200 км выглядит мелочью.
Успешное испытание «супербомбы» РДС-37 позволило Советскому Союзу сделать решительный шаг на пути к созданию собственного «ядерного щита», а принцип, использованный в этой бомбе, лег в основу создания последующих термоядерных зарядов.
Андрей Сидорчик
Источник: aif.ru