Через три дня после серии терактов в Париже распространилась информация о том, что США и Турция всё-таки намерены начать наземные операции в целях взятия под контроль сирийско-турецкой границы. Если это соответствует действительности, то мир сталкивается с резким изменением тактики скрытых покровителей группировки «Исламское государство». Мишенью США и Турции станут именно курды — сторонники самых популярных в Северной Сирии «Партии Демократический союз» и «Отрядов народной самообороны», а не боевики «Исламского государства». Возможно, что наглый демарш Анкары с вызовом в МИД посла России в Турции Андрея Карлова и выражением ему протеста в связи с действиями российских Воздушно-космических сил (ВКС) «против сирийских туркоманов» связан не только с тем, что армия Сирии и её союзники активно контратакуют в северо-западном и северо-восточном направлениях от Алеппо и уже освободили ряд туркоманских селений в означенных зонах. «Проблема туркоманов» в Ираке и Сирии — всегда удобный повод для Анкары к вмешательству во внутренние дела этих соседних стран, тут нет неожиданности. Но вот совместный план США и Турции по установлению контроля над сирийско-турецкой границей с сирийской стороны — это реальная угроза. Причём, в первую очередь, — для курдов Сирии.
Напомним, что именно Турция и США стремились оккупировать территории Северной Сирии глубиной до 50 км от сирийско-турецкой границы с целью создания так называемой «зоны безопасности». Здесь должны были сгруппироваться «умеренные сирийские оппозиционеры», т. е. по сути — террористы, коль скоро уже и на российском, и на западном телевидении полковники «Свободной сирийской армии» откровенно признают: «Бойцы „Исламского государства“ и „Джебхат ан-Нусра“ — наши братья, у нас с ними хорошие контакты».
Под свои цели американцы ещё в середине октября текущего года сколотили новейшую «умеренную сирийскую оппозицию», назвав её «Демократическими силами Сирии» и втиснув в неё откровенно бандитскую арабо-курдскую группировку «Фаджр аль-Хуррия». Вскоре в Эрбиле американцы же сколачивают некую «Демократическую партию Курдистана Сирии», ну, а отряды «Фаджр аль-Хуррия» по сути становятся вооружённой силой как бы именно «Демократической партии Курдистана Сирии». Всё названное, видимо, осколки обанкротившегося Курдского национального совета, пытавшегося в 2012−14 гг. поднять курдов Сирии на борьбу с режимом Башара Асада и позиционировавшего себя в качестве выразителя интересов сирийских курдов в контактах с «умеренной сирийской оппозицией», Западом и Турцией. Однако «Партия Демократический союз» и «Отряды народной самообороны» курдов категорическим ультиматумом начать войну с Турцией, если турки предпримут интервенцию в Северную Сирию, с одной стороны, заставили Вашингтон и Анкару отказаться от плана вторжения и оккупации 50-километровой «зоны безопасности». С другой — вынудили США вступить с ними в контакт и переговоры.
Понятно, что на возвращение к прежнему плану американцев и турок подтолкнули успешные действия ВКС России и коалиции сирийской регулярной армии с её «полевыми союзниками» — при таких темпах контрнаступления, сирийская часть границы с Турцией вполне может быть зачищена от террористов уже к 31 декабря. Но, как оказалось, причина и в том, что антитурецки настроенные «Партия Демократический союз» и «Народная самооборона курдов» также усиленно готовятся к предстоящим тектоническим изменениям в оперативной обстановке на сирийских фронтах. Это следует из информации, распространённой проамериканской частью курдов о том, что в ночь на 10 ноября возобновились аресты проамериканских курдов, и это уже третья волна подобных арестов в этом году. Это сразу напомнило о том, что именно из-за позиций по американо-турецкому плану оккупации Северной Сирии внутри самих сирийских курдов, ориентировочно, с лета 2014 г. шли и продолжаются серьёзные трения. Так, Курдский национальный совет объявил, что он и союзнические с ним организации находятся «в состоянии конфликта с «Партией Демократический союз», и обвиняет их в сотрудничестве с правительством Асада, а также в силовом давлении на проамериканских курдов. Вспомнилось также, что «антитурецкие» курды, в свою очередь, обвиняли своих оппонентов в том, что «они незаконно пытаются сформировать свою собственную армию», альтернативную «Народной самообороне курдов», и готовы к предательству, вступив в сговор с Анкарой.
Итак, курды Сирии, ориентированные на Иран и Россию, а также Башара Асада, возобновили аресты своих соплеменников, ориентированных на США. Зная их ярую антитурецкость, нетрудно понять, что в Северной Сирии курды «между собой» обвиняют членов и Курдского национального совета, и «Демократической партии Курдистана Сирии» в «предательстве» и попытке служения интересам Турции. Понятно также, что «традиционные» курдские силы Сирии ведут некую СВОЮ игру с американцами. Остаётся понять, для чего же «антитурецкие» курды Сирии арестовывают проамериканских соплеменников. На наш взгляд, кое-что прояснил ряд сообщений от 13 ноября. Во-первых, при поддержке американской авиации курды Ирака начали довольно скоротечную и удачную операцию по освобождению одного из ареалов иракских езидов — горного городка Синджар (Шангал) в провинции Нейнава (Ниневия). Но что интересно — оказывается, в освобождении участвовали не только иракские курды и езидские добровольцы, но и… повстанцы Курдской рабочей партии (PKK) из числа турецких курдов. Во всяком случае, так сообщали корреспонденты ÊzîdîPress. Во-вторых, параллельно бойцы PKK возобновили атаки на турецких военных и жандармерию в юго-восточной Турции, на этот раз у городка Сильван (вилайет Диярбекир) и в сторону вилайета Ширнак — того самого, где летом курды пытались провозгласить «Ширнакскую автономию». Один из местных депутатов в Twitter охарактеризовал спецоперацию турецких силовиков в Сильване, которая проводится при поддержке вертолётов и танков, как «бойню», и это уже напоминает расправы турок над городками Джизре и Юксекова. К тому же курдские источники сообщили, что «в Австрии найден мёртвым племянник Абдуллы Оджалана Хусейн Йылдырым». Волей-неволей, при сведении этих информаций в единую цепочку приходится предположить, что всё это — последствия того, что вскоре после проведения в Турции парламентских выборов экс-лидер PKK призвал курдских политических деятелей более не посещать его в тюрьме и, вообще, «забыть о нём». Тем самым Оджалан развязал руки не только своим сопартийцам, но и всем курдам региона, питающим ненависть к Турции и США как главному спонсору экспансии Анкары против Сирии и Ирака, на деле — против курдов этих стран.
Тем не менее, создаётся впечатление, что вскоре «что-то» произойдёт и в Ираке, и в Сирии, в том числе в среде курдов. Освобождение езидского Синджара означает, что прервана сухопутная связь между двумя «столицами» «Исламского халифата» — иракским Мосулом и сирийской Раккой. Будут ли курды в Ираке штурмовать Мосул, сказать трудно. Но вот что сирийские курды вполне могут попытаться самостоятельно освободить Ракку, и именно поэтому отряды PKK попытались отвлечь на себя внимание Анкары атаками в Сильване и Ширнаке — это выглядит вполне вероятным. Ещё большим неприятным сюрпризом для США и Турции может стать то, что курды, освободив Ракку, передадут город под контроль армии Сирии. Ведь общеизвестно, что курды, в том числе и в Турции, свыше года обвиняют именно Анкару в том, что турки используют группировку «Исламское государство» для осуществления «геноцида курдов».
Ближневосточная редакция EADaily
Источник: eadaily.com