Первый номер газеты сторонники Навального планируют выпустить до конца года.
Как выяснили «Известия», команда блогера Алексея Навального собирается издавать газету «Левиафан». Ее главный редактор — Артем Торчинский, менеджер проектов в Фонде борьбы с коррупцией (ФБК) Навального, а один из корреспондентов — Иван Жданов, юрист ФБК. Само СМИ зарегистрировано в Роскомнадзоре 19 июня 2015 года на компанию «Левиафан», владелец которой — бизнесмен Валерий Былинин, разделяющий, по его словам, взгляды команды Навального.
Учредитель газеты занимается автобизнесом
Былинин подтвердил «Известиям», что сейчас идет работам над проектом, который он охарактеризовал как «газету оппозиции». По словам Былинина, первый выпуск «Левиафана» планируется выпустить до конца года, тираж — 2-3 тыс. экземпляров, распространяться будет бесплатно. Сколько в издании будет работать журналистов, сколько будет полос, будет ли газета цветной или черно-белой — на эти вопросы Былинин ответил, что не знает.
Он подчеркнул, что «Левиафан» для него — сторонний проект. ООО «Левиафан» с уставным капиталом 10 тыс. рублей зарегистрировано 22 апреля 2015 года. В отраслевой принадлежности указано, что компания занимается изданием и печатанием бумажной продукции — книг, газет, журналов.
— Этот проект некоммерческий и, соответственно, моего личного интереса в этом нет. Я не участвую в выпуске и создании газеты, я, можно сказать, занимаюсь согласованием текущих вопросов, — сказал Былинин.
Вопрос, почему газета команды Навального была зарегистрирована на его компанию, он назвал «не совсем корректным».
— Скажем так, я поддерживаю данную политику по своим личным моральным соображениям. До этого совместных проектов с Навальным у меня не было, — сказал он.
Единственный владелец и гендиректор «Левиафана» до этого, согласно данным базы «Спарк», не занимался издательской деятельностью. Его бизнес связан с автомобилями: Былинин является одним из совладельцев (18%) компании «Мир строительной техники», зарегистрированной в Истринском районе Московской области. Согласно отчету, чистая прибыль в 2013 году составила 81 тыс. рублей при выручке 11,3 млн рублей. Также Валерию Былинину принадлежит 25% в компании «Машсервис», зарегистрированной в Красногорске. Последние финансовые показатели компании указаны за 2011 год — прибыль составила 23 тыс. рублей при выручке 1,6 млн рублей.
Третья попытка создать газету неудобных вопросов
Впрочем, Былинин был задействован, скорее, не из финансовых соображений, а как неаффилированный учредитель. Так, на счету Алексея Навального и его команды уже как минимум два проекта, заявку на регистрацию которых направляли в Роскомнадзор, но оба раза неудачно. Навальный неоднократно заявлял, что ФБК необходима собственная газета — «для расследований ФБК очень важно, чтобы их потом подхватывала пресса и, осуществляя свою важнейшую функцию, задавала неудобные вопросы чиновникам, требовала пояснений и т.д.».
Первый проект — «Популярная политика» — газета в PDF-формате, которой ФБК занимался в 2014 году. Последний номер вышел 25 октября 2014 года, всего с момента старта проекта их было пять. Навальный в своем блоге называл «Популярную политику» экспериментом по выпуску «политического таблоида», отмечая, что «полноценное СМИ мы делать не можем (не умеем, не хотим и задачи у нас такой нет)». Попытку зарегистрировать «Популярную газету» в качестве СМИ соратники Навального все же предприняли. В феврале 2014 года в Роскомнадзор была подана заявка о регистрации СМИ «общественно-политической тематики» тиражом 1 млн экземпляров. В ведомстве ответили отказом. Как уточнили «Известиям» в Роскомнадзоре, причина отказа заключалась в неправильном оформлении документов для регистрации СМИ.
Сообщалось, что учредителем «Популярной политики» выступила компания, основателем которой является Владимир Ашурков, бывший директор созданного Навальным Фонда борьбы с коррупцией, сейчас объявлен в федеральный розыск, находится за пределами страны. Костяк будущей редакции тогда составили сотрудники штаба Навального на выборах мэра Москвы, выпускавшие предвыборную газету «Навальный».
«Мы создали газету «Популярная Политика» для того, чтобы рассказать простым и доступным языком о том, что происходит в стране. В первую очередь она для тех, кто не пользуется интернетом и получает информацию только из телевизора, для наших бабушек и дедушек», — говорится на сайте издания.
В газете размещались расследования ФБК о чиновниках, которые обычно публиковались в первую очередь в блоге Навального, а не на сайте ФБК. Например, в последнем номере опубликована статья про вице-спикера ГД единоросса Сергея Железняка, который несколько лет не указывал в декларациях свою долю в кипрском оффшоре, расследование про компанию сына экс-главы РЖД Владимира Якунина, которая зарабатывает на комиссии с продаж билетов, и проч.
«Известия» связались с людьми, которые принимали участие в проекте. Так, Никита Шулаев, который отвечал за дизайн «Популярной политики», отказался комментировать свое участие в новой газете «Левиафан». Сергей Дмитрюк, который занимался версткой, заявил, что «сейчас не сотрудничает с ФБК».
Второй проект, который Алексей Навальный попытался зарегистрировать в Роскомнадзоре, — «Информационное агентство Алексея Навального». Оппозиционер объявлял, что документы на регистрацию были направлены в июне 2014 года. Однако Роскомнадзор не предоставил ответ и вернул документы оппозиционеру, объяснив это тем, что на момент подачи документов у ведомства «были основания сомневаться в правовом статусе Навального» — оппозиционер находился под домашним арестом. По закону учредителем СМИ не может быть человек, находящийся в местах лишения свободы.
ФБК нужны права журналистов
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов отметил, что название газеты «Левиафан» отражает будущее направления работы ФБК.
— Благодаря фильму Андрея Звягинцева, «Левиафан» можно назвать узнаваемым брендом и использовать как символ борьбы с коррупцией в регионах. К тому же смысл названия понятен не только гражданам России, но и за рубежом, — отметил он.
По мнению медиаэкспертов запуск газеты связан с думским избирательным циклом. По их мнению за счет официально зарегистрированного как СМИ ресурса команда Навального попытаются повлиять на происходящие события во время думской кампании 2016 года, например направить свой бренд в поддержку или, наоборот, против одного из кандидатов.
Однако, председатель правления Института развития интернета Герман Клименко уверен, что бумажный «рупор» Навального вряд ли будет популярен – целевая аудитория оппозиционера пользуется электронными ресурсами.
– Любое печатное СМИ, запущенное в 2015 году, скорее всего, будет неинтересно. Навальный интересен молодежи, а бумажные СМИ больше ориентированы на людей старшего поколения, часть из которых выпадает из потребителей Интернета, – говорит Клименко. – Выпуск издания тиражом в 2-3 тыс. экземпляров стоит копейки. Возможно, газету будут класть в почтовые ящики, а многие воспринимают такие материалы в качестве некого «мусора». C экономической точки зрения – проект нецелесообразен.
По его мнению, цель легализации «Левиафана» – возможность для журналистов издания законно посещать официальные мероприятия и в случае отказа от аккредитации – заявлять о нарушении прав прессы.
– Например, они могут захотеть аккредитоваться на пресс-конференцию с Владимиром Путиным 17 декабря, а потом закричать, что в пул журналистов их не включили. Скорее всего, такие ситуации будут создаваться еще из-за того, что «Левиафан» будет раздавать своим сторонникам журналистские «корочки», – уверен Клименко. – Схожие истории с огромным количеством пресскарт были в 1998-1999 годах. Также сотрудники оппозиционного издания будут периодически заявлять о том, что те или иные чиновники отказали им в интервью.
Артем Торчинский на звонки и сообщения «Известий» не ответил.
Татьяна Бородина
Источник: izvestia.ru