Члены Совета Федерации и депутаты Госдумы на своем совместном заседании в пятницу приняли решение о необходимости ужесточить наказание за поддержку терроризма. В целом заявление законодателей содержало общие фразы вроде “ужесточить уголовную ответственность за терроризм и пособничество ему”, однако в ходе выступлений звучали и весьма радикальные призывы.
Так, сенатор Виктор Озеров и лидер “Справедливой России” Сергей Миронов высказались за то, чтобы лишать российского гражданства людей, принимавших участие в террористической деятельности. Кроме того, Озеров предложил запретить их родственникам выезд из страны. Лидер “СР” в очередной раз озвучил идею отмены моратория на смертную казнь для террористов и их пособников. Последнее вообще поражает, особенно на фоне того, что недавно бывший “министр обороны ДНР” Игорь Гиркин, имеющий богатый опыт войны в Чечне, например, пояснил, что “пособником террористов” должен считаться даже тот, кто дал ему стакан воды.
Мнения экспертов, опрошенных “Росбалтом” на тему, чем вызван вброс подобных идей в российское информационное пространство: антитеррористической истерией, связанной с последними терактами в Египте и Франции, или же ростом социального напряжения внутри самой России, – оказались достаточно близки.
Владимир Путин, скорее всего, не пойдет на отмену моратория на смертную казнь в России, потому что хочет восстановить отношения с Европой, а возвращение этой высшей меры повлекло бы за собой выход РФ из состава Совета Европы. Однако неспешное закручивание гаек в области прав человека будет продолжаться, так как власть уверена, что социального протеста нет и не будет. Такое мнение высказал “Росбалту” правозащитник Лев Пономарев.
“Так как сейчас российская власть хочет задружиться с Евросоюзом, сегодня явно не тот момент, чтобы выходить из Совета Европы, поскольку отмена моратория на смертную казнь означала бы выход из СЕ. Вряд ли они сейчас на это пойдут, и я поддерживаю в этом Путина, потому что считаю это правильной позицией”, – сказал правозащитник.
В то же время, он выразил уверенность, что “в каких-то деталях” российская власть на ужесточение все же решится, и, более того, “она уже идет на это”. В частности, Пономарев привел в пример ситуацию вокруг правозащитного центра “Мемориал”, о котором Минюст высказался как об организации, занимающейся “антиконституционной деятельностью, направленной на свержение власти”.
Пономарев связал это мнение Минюста с тем, что “Мемориал” много занимается защитой прав человека на Северном Кавказе, где, по мнению правозащитников, люди расстреливаются без суда и следствия. Такая позиция “Мемориала”, по словам Пономарева, мешает российским правоохранителям заниматься антитеррористической деятельностью.
“Мемориал”, говорит эксперт, также выражал несогласие с участием России в войне в Донбассе и выступал с критикой вердиктов по “болотному делу”, что добавило негатива в оценку Минюста.
В то же время Пономарев считает, что продолжающаяся забастовка дальнобойщиков в России демонстрирует, что в стране все больше усиливается внутреннее напряжение в силу ухудшения экономической ситуации, в то время как “власть ведет себя все более грубо, предполагая, что социального протеста в России нет и не будет”.
Заявление российских законодателей о необходимости ужесточения наказания за поддержку терроризма, а также высказывавшиеся ранее предложения о запрете россиянам поездок в Европу – все это не является чем-то новым и просто продолжает старые тренды российской внутренней политики, сказал профессор петербургского Европейского университета Григорий Голосов.
По мнению эксперта, подобное “завинчивание гаек” не отвечает “текущему политическому контексту, когда российские власти по-прежнему всерьез рассчитывают, что им удастся реинтегрироваться в мировое сообщество за счет совместной операции против терроризма. В этих условиях по-настоящему закручивать гайки, навлекая на себя обвинения в политической репрессивности, было бы неразумно”.
Политолог считает, что исполнительная власть рассматривает такие меры неохотно, “а что касается законодательной власти, то она в значительной степени и служит для создания подобного информационного шума”, а некоторые ее представители таким образом уже начали свою предвыборную кампанию.
То же можно сказать и об обсуждавшейся на днях возможности запрета поездок россиян в европейские страны. Поскольку целью таких “пропагандистских усилий является удержание основной массы народа в определенном русле, необходимо прибегать к дополнительным мерам, которые в то же время не должны быть чрезмерными, чтобы не оттолкнуть /от власти/ какие-то значительные слои населения”, полагает эксперт. В связи с этим он считает, что подобного рода меры в обозримом будущем приняты не будут.
“Нет ничего смешнее, чем ввести смертную казнь для террористов, которые сами себя подрывают. Эти люди ничего не боятся, ценности человеческой жизни, как своей, так и чужой, для них не существует”, – сказал “Росбалту” член президентского Совета по правам человека Андрей Юров.
Единственное, что можно и нужно делать в такой ситуации, считает Юров, “это укреплять культуру уважения к человеческой личности и вообще культуру прав человека”. Альтернативой этому может быть только нарастание жестокости с обеих сторон, полагает он.
“Дело не в том, чтобы оправдывать террористов, а в том, что у нас достаточно мер, чтобы террористов наказывать. Дело не в строгости, а в эффективности. Я думаю, что много полицейских занимается не охраной общественного порядка и борьбой с терроризмом, а другими вещами”, – сказал член президентского Совета.
Александр Желенин
Источник: rosbalt.ru