«Bloomberg» опубликовал очень интересную статью об экономике ИГ (организация запрещена в России). Общий финансовый оборот организации составляет, по разным оценкам, до миллиарда долларов в год.
Разумеется, все эти деньги не могут появиться только за счет массового краудфандинга среди джихадистов в Европе или сочувствующих миллионеров стран Персидского залива – то, против чего международное сообщество договорилось бороться в ходе встречи «Большой двадцатки» в Анталье. Гораздо интереснее то, что террористический «халифат», в действительности, довольно самодостаточен экономически – и недооценивать его потенциал в этой области – значит проиграть в борьбе с ним.
Непосредственно перед атаками в Париже американские военные значительно расширили и качественно изменили стратегию своих авиационных ударов в Сирии. Это связано с тем, что аналитики Пентагона внезапно обнаружили гигантскую ошибку в своих расчетах. Они ошиблись не менее чем на 400 миллионов долларов, оценивая ежегодный доход террористической организации. Ключевым заблуждением оказалось то, что прежде считалось, что «халифат» экспортирует на «черном рынке» в основном переработанные нефтепродукты – бензин и дизель. Поэтому ранее американские авиационные удары были сосредоточены на немногочисленных крупных базах переработки – и Белый дом удовлетворенно заявлял, что теперь экономика террористов подорвана.
Однако в мае специальная группа спецназа ЦРУ работающая в регионе, совершила нападение на «нефтяного эмира» ИГ (организация запрещена в России) Абу Сайяфа. Он был убит, и у разведчиков оказалась в руках вся его бухгалтерия. Новые данные, добытые таким образом, показали, что основу экспорта «халифата» составляет, напротив, сырая нефть, а не дизель. Она распространяется затем между множеством мелких коллективов, которые перегоняют ее в небольших самодельных установках, рассеянных по всей стране. Общий доход джихадистов при этом от одной только нефти составляет около 500 миллионов долларов в год, считают эксперты.
Аналитик центра Rand при Пентагоне Бенджамин Бани рассказывает, что на протяжении всех прошедших лет сотни грузовиков-цистерн, перевозящих сырую нефть, не включались Пентагоном в число обязательных целей. В любом случае, все эти водители-дальнобойщики на являются членами ИГ. После последних открытий американские ракеты уничтожили сразу 116 грузовиков-цистерн. Правда, Пентагон утверждает, что военные загодя успели сбросить над Сирией порции листовок, призывающих водителей воздержаться от подобных поездок.
Второй путь для контрабанды сырой нефти – система труб, созданная еще Садамом Хусейном в 90-е годы для того, чтобы обходить нефтяное эмбарго. Теперь все они находятся под контролем боевиков. Далее, ИГ смогла наладить своеобразную систему налоговых сборов с населения. Например, всем бывшим государственным служащим предлагается купить за 2500 долларов карточку, официально «прощающую» их сотрудничество с режимом. Каждый год ее необходимо продлевать – еще за 200 долларов. В оккупированных городах террористы вводят и другие подати – это дает им стабильный доход и они очень раздражены тем, что множество людей бегут с их территории.
Гигантские деньги пришли в казну «халифата» сразу после начала войны – боевики экспроприировали до 1 миллиарда долларов из всех банков в Ираке и Сирии на подконтрольной территории. Эти деньги, впрочем, постепенно подходят к концу, по мнению различных источников – содержать стотысячную армию довольно дорого.
Наконец, самый неожиданный – и вместе с тем, предсказуемый – источник дохода для «халифата» – это сельское хозяйство. Не даром территория, которую боевики изначально захватили, простирается вдоль течения Евфрата. Это очень плодородные земли, и террористы контролируют весь доход с полей зерновых. Это колоссальные суммы, порядка 200 миллионов долларов в год – даже учитывая местные цены на «черном рынке». И как разбомбить поля? В любом случае, их уничтожение приведет к колоссальной гуманитарной катастрофе, худшей, чем сама война.
Вывод статьи – за похищениями и работорговлей, о которых джихадисты сами любят рассказать западному миру, на территории «халифата» действует реальная экономика, и есть подозрения, что террористы не только обеспечивают таким образом себя, но и копят деньги. С такими средствами они могут продолжать боевые действия еще очень долго, вне зависимости от интенсивности бомбардировок.
Петр Силаев
Источник: polit.ru