Экономика Украины на 50 процентов зависит от экспорта, и практически третья часть украинского экспорта — продукция сельского хозяйства. Данные я почерпнула из официального источника, с сайта министерства аграрной политики и продовольствия. Потому вывод вполне корректен: сегодняшняя Украина не только осталась в широком смысле слова житницей, как бы этот термин ни отдавал колхозным прошлым, но и в значительной мере «привязала» благосостояние своих граждан к продажам сельхозпродукции в другие государства.
Кто главные покупатели? Сошлюсь на статистику истекшего полугодия 2015-го, которую дает профильное министерство. Лидирует Китай, его доля приближается к 12 процентам. Основу агропоставок в Поднебесную составляет зерно и подсолнечное масло. Тихая, но настойчивая «перестройка» на Пекин — диверсификация торговых партнеров — началась еще во времена президентства Януковича, когда отношения с Россией приобрели карательный оттенок. Любого намека Киева на желание подписать Ассоциацию с ЕС хватало, чтобы Москва тут же, списком, объявляла украинскую еду ядом и применяла соответствующие санкции.
Следом за Китаем украинский «яд» распробовали и одобрили другие быстро развивающиеся страны, прежде всего, Индия и Турция. Суммарно экспорт в Азию достиг сейчас 47 процентов.
На Евросоюз (пока наибольший интерес проявляют Испания, Нидерланды, Италия и Польша) приходится 26 процентов. Берут преимущественно зерновые, масличные культуры, а также, с недавних пор, мелассу — кормовую патоку, побочный продукт сахарного производства. В диаграммах Минагрополитики эта самая меласса бьет рекорды спроса и рассматривается как прорыв в области экспорта в Европу переработанного сырья, наряду с соками и томатной пастой. Нынешнее положение для национальной экономики, отягощенной войной на Донбассе, приемлемо: ведь именно аграрная промышленность дает каждый третий доллар валютной выручки. Но в тупике под названием «сырьевой придаток ЕС» нельзя застрять надолго, — напоминают специалисты.
Соотношение сельскохозяйственных продаж в Африку и в СНГ пока сопоставимо: 14 процентов против 11. Основной африканский партнер — Египет, чьи аппетиты растут, а СНГ, где главный импортер Белоруссия, напротив, теряет позиции. Украина приостановила либо максимально снизила свое участие в ряде «политических» институтов Содружества, уже два года, с начала агрессии на востоке, не платит в единый бюджет организации. В то же время давние связи секторального взаимодействия в ряде отраслей сохранялись. Эмбарго, вводимое в зоне свободной торговли СНГ, констатирует гибель даже формальных отношений внутри структуры.
Оставшиеся 2 процента украинского агроэкспорта рассеяны по миру, причем в министерстве замечают: доля США там неуклонно увеличивается.
По словам профильного министра Алексея Павленко, в 2014-м сельскохозяйственная торговля с Россией сократилась вдвое, а в 2015-м практически замерла.
Товарные поставки, например, животного масла, масличных культур, зерновых, рыбных консервов оказались равны нулю. Сыров и йогуртов продали на …тысячу долларов. Сколько прибыли за отчетный период получили контрабандисты, освоившие не только рубежи Донбасса, но и государственную украино-российскую границу вдоль северных областей, Сумской и Черниговской, статистикам не докладывают. Министр признает: Украина продолжает экспортировать в РФ некоторое количество мяса и субпродуктов, кондитерских изделий, овощей-фруктов и сахара. Сказать, что запрет пройдет совсем безболезненно для этих товаропроизводителей, нечестно. Но на войне как на войне.
Еще сложнее положение у молочников. 80 процентов молока поступает от домашних крестьянских хозяйств, чьи технологии для Евросоюза — каменный век. Потому не нужны и сваренные сыры. Хоть Россия, было время, покупала сыра на 400 миллионов долларов в год, что вместе с кондитеркой составляло львиную долю доходов Украины от торговли готовой продукцией, а не сырьем.
Однако любопытно, как за короткий срок изменились взгляды национальных экспертов, руководителей компаний и ассоциаций АПК, на перспективу полного вынужденного разрыва торговли с Россией. Еще в 2013-м большинство из них, согласно опросам, считали: дальше угроз и локальных конфликтов дело не пойдет, а если пойдет, то закончится драмой, прежде всего, для Украины.
В сентябре 2014-го президент Порошенко подписал соглашение об Ассоциации с ЕС. Сегодня эксперты настроены скорее оптимистично, чем наоборот. Страна в одностороннем порядке пользуется торговыми преференциями Евросоюза. Россия теряет не только «недружественное» мясо, но и Украину как зону влияния. Проблем возникло много, но все они не смертельные. Сдержанные опасения высказал премьер Яценюк, он оценил вероятный ущерб от эмбарго в 2016-м в 600 миллионов долларов.
Экономическая часть соглашения полностью вступит в силу с нового года. В известном смысле российское эмбарго, которое тоже обещают с 1 января — стимул для принудительного проведения реформ в АПК. Иначе конкурентность Украины на европейском — требовательном — рынке не повысить.
Ольга Мусафирова
Источник: novayagazeta.ru