Жесткий ответ террору

Жесткий ответ террору

Обе палаты Федерального Собрания на текущей неделе уже выступали с заявлениями, призвав парламенты мира содействовать созданию объединенной антитеррористической коалиции. А 20 ноября парламент РФ принял решение ужесточить наказание за терроризм и усилить меры безопасности граждан в общественных местах.

В решении совместного собрания Совета Федерации и Госдумы парламентарии отмечают необходимость ужесточения уголовной ответственности за терроризм и пособничество ему, “включая вербовку, агитацию, пропаганду методов и практик террора, а также финансирование и любую иную поддержку террористических группировок”.

Также участники собрания предложили усилить меры по обеспечению безопасности гражданских лиц во время проведения массовых мероприятий, на транспорте и в иных общественных местах, “считая это абсолютным приоритетом при выработке соответствующих нормативных актов”.

“Обществу нужен устойчивый иммунитет от террористической заразы и от любых идей, направленных на разжигание национальной или религиозной ненависти, на подрыв общественного порядка, – только тогда все попытки экстремистов будут заведомо обречены на провал”, – говорится в документе.

Кроме того, парламентарии призвали совершенствовать законодательство РФ и нормы международного права в области миграционной политики для пресечения любых форм продвижения терроризма и международной преступности.

Также, по их мнению, необходимо содействовать международному сотрудничеству и обмену информацией для пресечения террористических актов, преследования террористов и применения совместных мер в отношении тех, кто оказывает поддержку террористам.

Для этого, считают парламентарии, следует налаживать широкое международное взаимодействие со всеми государствами без исключения, а также с организациями и структурами, выражающими готовность к такому сотрудничеству, оказать в этих целях максимальную поддержку президенту РФ возможностями Федерального Собрания России на законодательном уровне, а также средствами парламентской дипломатии.

Помимо этого в решении совместного собрания Совета Федерации и Госдумы содержится призыв объявить терроризм преступлением без срока давности, и “жестко преследовать во всех государствах планеты”.

Перед принятием решения участники совместного собрания высказали ряд предложений. В частности председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила за создание международного трибунала для осуждения преступлений терроризма, а также за расширение полномочий спецслужб РФ для борьбы с терроризмом. “Предлагается расширить полномочия спецслужб, правоохранительных органов в этой сфере, усилить уголовную ответственность не только за террористическую деятельность, но и за ее моральную, финансовую, информационную и иную поддержку”, – заявила Матвиенко.

В свою очередь председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин подчеркнул, что законодатели должны еще раз проанализировать правовую базу обеспечения национальной безопасности и сделать все, чтобы усилить защиту наших граждан и жизненно важных объектов. Необходимо критически оценить эффективность превентивных контртеррористических мер, считает спикер Госдумы.

Вице-спикер Совфеда Ильяс Умаханов считает, что за виртуальными идеологическими призывами и тотальным религиозным зомбированием стоят эгоистические интересы и жажда наживы террористов. “Крайне важно перекрыть все лазейки воспроизводства терроризма внутри страны, включая каналы финансирования”, – отметил сенатор.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов призвал использовать в борьбе с терроризмом опыт, накопленный во времена Советского Союза. По его словам, советская держава сумела “раздавить фашистскую гадину”. “Очень важно знать этот опыт и максимально его использовать, не отрывая работу спецслужб от социально-экономической политики”, – подчеркнул политик.

Вернуть смертную казнь

Между тем, еще до начала совместного заседания лидер фракции “Справедливая Россия” Сергей Миронов заявил о необходимости применения смертной казни за террористические преступления, в виде исключения. Как отметил Миронов, сегодня международный терроризм в лице так называемого “Исламского государства” (деятельность которого признана Верховным судом РФ экстремистской и запрещена в России) объявил войну. “И коль скоро это война, на войне нужно побеждать”, – подчеркнул политик.

Стоит напомнить, что в РФ смертная казнь законодательно не отменена. С 1996 года, с момента вступления страны в Совет Европы, в России действует мораторий на применение такой меры наказания преступников, ее альтернативой является пожизненное заключение. Мораторий истекал 1 января 2010, но в ноябре 2009 года Конституционный суд РФ продлил его – до того момента, когда Госдума ратифицирует протокол об отмене смертной казни.

Тем не менее, вопрос отмены в России моратория на эту меру наказания периодически поднимается представителями различных политических сил. Так, в октябре глава Чечни Рамзан Кадыров заявил в интервью телеканалу “Россия 24” о том, что он считает необходимым ввести в России смертную казнь для террористов. “Чем быстрее они (террористы – ИФ) уйдут из этой жизни, тем быстрее у нас будет порядок”, – сказал Кадыров.

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров также предложил “дать право нашим спецслужбам находить и уничтожать террористов, которые своими действиями посягнули на жизнь и безопасность наших граждан, имущество и инфраструктуру нашей страны, где бы они ни находились”. Он считает, что мораторий на смертную казнь отменять не придется, если наделить спецслужбы полномочиями самостоятельно исполнять приговоры по всему миру.

Впрочем, еще в октябре в пресс-службе Минюста заявили, что возвращение в российское уголовное законодательство высшей меры наказания в виде смертной казни, в том числе, по отношению к террористам, невозможно – постановление Конституционного суда РФ по этому вопросу окончательное.

“Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Для рассмотрения возможности назначения наказания в виде смертной казни за совершение преступлений террористической направленности данный вид наказания должен быть прямо предусмотрен в санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ”, – сказали в пресс-службе.

В то же время, отметили в ведомстве, санкции статей “Террористический акт” (ст. 205 УК РФ), “Содействие террористической деятельности” (ст. 205.1 УК РФ), “Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма” (ст. 205.2 УК РФ), “Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем” (ст. 208 УК РФ) не содержат такого вида наказания как смертная казнь.

Очередное предложение о применении в виде исключения смертной казни за террористические преступления вновь оживило дискуссию. Так, введение высшей меры наказания для террористов поддержал верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин.

“Это не введение нового закона, это восстановление того, который был раньше. Все, что предусмотрено за преступления против человечества, против закона и государства, должно быть восстановлено”, – заявил он порталу “Интерфакс-Религия”.

Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин также считает, что в отдельных случаях введение смертной казни возможно, но лучше все же обходиться без нее.

В свою очередь в иудейской общине РФ выступили против смертной казни. “Террористы очень часто являются смертниками, и пугать их смертной казнью – недалеко и глупо. И вполне классические убийцы прошлого большую часть человеческой истории совершали преступления тогда, когда и за гораздо меньшие грехи людей карали смертной казнью. Преступника, идущего на смертоубийство, угроза смертной казни не останавливает”, – заявил агентству “Интерфакс-Религия” глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.

А глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов считает идею восстановить в России смертную казнь за терроризм популизмом. “Для джихадиста-смертника угроза смертной казни также смешна, как угроза пыток для мазохиста”, – сказал Федотов “Интерфаксу”.

По мнению главы президентской администрации РФ Сергея Иванова, восстановление смертной казни в качестве наказания в РФ, в том числе за терроризм, преждевременно, хотя он и уверен, что при проведении референдума “за” это проголосовало бы 90% населения. В том числе, по его словам, и за такие преступления, как “убийство детей и ряд других преступлений”.

“В то же время иногда приходится исходить не из эмоций, а из здравого смысла и международных обязательств РФ. Поэтому мое личное мнение – разделяя эмоциональную часть, я считаю, что это, мягко говоря, преждевременно и нецелесообразно”, – сказал глава администрации Кремля.

В Совете Федерации также уверены, что нет необходимости возвращать в России смертную казнь. Предложение вернуть смертную казнь можно понять, но оно противоречит обязательствам России в Совете Европы, заявил глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. “Безусловно, бороться с терроризмом нужно всевозможными способами, но считаю, что в этом (в смертной казни) нет необходимости”, – заявил Клишас “Интерфаксу”.

Вместе с союзниками

Тем временем накануне, Россия уже внесла в Совет безопасности ООН обновленный проект резолюции по борьбе с терроризмом. Как рассказал журналистам постпред РФ при ООН Виталий Чуркин, этот проект продуман таким образом, чтобы “быть приемлемым для всех”.

По его словам, в обновленном российском проекте акцент сделан на борьбу против “Исламского государства”. В то же время, отметил он, в нем оставлено содержавшееся в предыдущем российском проекте положение о необходимости получения согласия на военные операции у руководства стран, на территории которых они проводятся, что вызвало негативную реакцию у некоторых государств, не желающих сотрудничать с президентом Сирии Башаром Асадом.

Представитель России подчеркнул, что в новом тексте проекта “четко сформулирована концепция самообороны и 51 статья” Устава ООН. Документ предусматривает усилия по поимке и наказанию террористов, тесную координацию всех сил, которые выступают против терроризма.

Он отметил, что документ в целом был положительно воспринят участниками заседания.

При этом постпред РФ, комментируя вопрос о том, что собственный проект резолюции готовит и Франция, сказал, что “не хотел бы видеть соревнование между двумя проектами”, высказавшись за единство в Совете безопасности.

Со своей стороны президенты РФ и Франции в ходе телефонного разговораусловились усилить координацию действий против террористов в Сирии, личный диалог двух лидеров будет продолжен на встрече в Москве 26 ноября.

Решение президентов России и Франции об организации совместных действий против глобальных террористов, в том числе ИГИЛ, поддержал Международный консультативный комитет (МКК) организации офицеров запаса и резерва.

“Налаживание практического взаимодействия группировок ВМФ России с французской авиационной группой в Средиземноморье, координация их усилий по линии генеральных штабов обеих государств, на наш взгляд, должно сыграть положительную роль в борьбе с ИГИЛ, угрожающем всему миру”, – заявил агенттву “Интерфакс-АВН” президент МКК Александр Каньшин.

По его словам, угрозы, исходящие от так называемого “Исламского государства”, других террористических организаций, серия терактов против России и Франции побудили международное сообщество офицеров, куда входят представители почти 30 государств Европы, Азии, Ближнего Востока, а также стран СНГ четко выразить свою позицию. Для прекращения волны насилия и террора необходимы совместные действия всего мирового сообщества, формирование широкого фронта борьбы против терроризма с участием России, США, Франции и других стран Евросоюза.

Президиум и секретариат МКК, подчеркнул Каньшин, обратился по этому поводу ко всем членам международного сообщества ветеранов, объединяющего около 7 млн человек, выступить широким фронтом для решительной борьбы с глобальным терроризмом и экстремизмом.

И, как считает Международный консультативный комитет, координирующая роль в противодействии глобальному терроризму должна принадлежать Совету безопасности ООН.

В свою очередь, официальная Москва рассчитывает, что борьба с ИГИЛ при поддержке Франции станет более эффективной и результаты будут видны в ближайшее время. “Я не могу импровизировать в плане того, как французы подойдут к этой ситуации сами, но практическое взаимодействие, в том числе в координации усилий, предпринимаемых по линии военных ведомств, а в восточное Средиземноморье выдвигается французская авиационная группа, это взаимодействие формируется именно в эти дни “, – заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков, отвечая на вопрос “Интерфакса”.

“С точки зрения эффекта, результативности террористической борьбы, я думаю, мы получим в ближайшее время существенное приращение”, – добавил он

Вместе с тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков считает, что пока преждевременно говорить о создании де факто коалиции между Россией и Францией в борьбе с террористическими группировками в Сирии.

“По мере того, как укрепляется понимание необходимости тесного взаимодействия в борьбе с ИГИЛ, то, соответственно, совершенствуется и понимание того, какой должна быть коалиция”, – подчеркнул пресс-секретарь главы государства.

Анастасия Николаева

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий