Американо-турецкие действия в Сирии не дадут России перекрыть снабжение «халифата».
Всесторонняя поддержка террористических группировок «Джебхат-ан-Нусра»* и «Исламское государство»** со стороны Турции играет самую негативную роль в сирийском кризисе. Об этом 19 ноября дипломатично заявил президент Сирии Башар Асад.
— Турция играет наиболее отрицательную роль в нашем кризисе. Это связано напрямую с (президентом Турции — «СП») Эрдоганом и (премьером — «СП») Давутоглу. Идеология, которую они несут в своих сердцах, — это идеология «Братьев-мусульман»***, — сказал он.
По словам Асада, Турция поддерживает обе террористические группировки человеческими ресурсами, финансами, вооружением и разведывательными данными.
Отметим, что 17 ноября госсекретарь США Джон Керри заявил, что США начинают совместную операцию с Турцией, чтобы полностью взять под контроль северную границу Сирии.
— Вся граница северной части Сирии, 75 ее процентов, взяты под контроль. Мы начинаем операцию с Турцией для того, чтобы взять под контроль оставшиеся 98 километров, — сказал он.
Отметим, что многие эксперты в России не придали значения этому заявлению Джона Керри, списав это на некомпетентность госсекретаря и припомнив ему предыдущие спорные тезисы.
Однако было бы наивно полагать, что Керри не в курсе, что большую часть районов на севере Сирии вдоль границы с Турцией занимают курды и что Анкара под предлогом борьбы с ИГ с июля активно бомбит именно курдские позиции. Что при поддержке его собственной страны для показного штурма столицы «Исламского государства» — Эр-Ракки — была сформирована коалиция «Демократические силы Сирии», куда вошли отряды народной самообороны курдов (YPG, боевое крыло курдской левой партии «Демократический союз» — «СП»), партии Сириакского Союза, а также бойцы столь любимой американцами Сирийской свободной армии. Именно к этой коалиции США решением Барака Обамы и собрались прикомандировать 50 спецназовцев.
Вряд ли Керри не доложили, что оппозиционная режиму Асада коалиция находится в 35 км от столицы «халифата» и уже взяла под контроль все пути снабжения ИГ из Ирака.
Тогда как понимать слова Керри? И что это за операция США и Турции, которую анонсировал глава внешнеполитического ведомства США?
Руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Анна Глазова напоминает: Турция уже на протяжении нескольких лет выступает за образование буферной зоны на границе с Сирией.
— Во-первых, по замыслу турецкого руководства буферная зона должна занимать примерно 100 км. Соответственно, если она будет образована, то говорить о какой-либо курдской автономии в этом районе не приходится.
Во-вторых, эта буферная зона может стать «зоной спасения» для беженцев, чтобы они не создавали проблемы внутри Турции.
В-третьих, турки также предлагали американцам непосредственно на этой территории готовить бойцов так называемой «умеренной оппозиции» для борьбы с режимом Асада.
Однако, несмотря на предложения Анкары, Вашингтон все эти годы не поддерживал идею создания буферной зоны, и турецкому руководству так и не удалось склонить лидеров США к тому, чтобы она появилась. К настоящему времени курды фактически объявили автономию на приграничной с Сирией территории, образовали три независимых кантона — Африн, Кобани и Джизре, причем два их них им уже удалось соединить между собой благодаря тому, что оттуда были выбиты боевики. Конечно, в адрес курдов звучат обвинения, мол, они также принуждают и местное население покидать эти районы. Но, тем не менее, цель — образование кантонов и связи между ними — уже достигнута.
Отмечу, что борьбу курдов против исламистов активно поддерживают США — вооружением, авиационной поддержкой и т. д. Но если слова Керри воспринимать всерьез и предположить, что Штаты нацелены на то, чтобы действительно создать буферную зону, это может привести к резкому обострению их отношений с сирийскими курдами, которых Штаты намеревались использовать в своих целях.
Кроме того, я рассматриваю заявление Керри как намерение попытаться разделить территории Сирии. Поскольку буферная зона позволит установить контроль над этой территорией непосредственно Турции — Анкара только этого и добивается. И в дальнейшем говорить о каком-то едином пространстве и политическом урегулировании с участием всех сил, если эта зона будет установлена, будет крайне затруднительно.
Конечно, если рассматривать этот вариант с позиции интересов России, то для нас это абсолютно неприемлемый вариант. А с учетом той военной операции, которую сейчас там проводят российские ВС, могу предположить, что возможное установление такой зоны будет крайне затруднено, в том числе и благодаря действиям России.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров замечает: США в лице Керри озвучили довольно наглый, но достаточно грамотный сценарий.
— Смысл его в следующем: зона между городом Африн и остальными кантонами Сирийского Курдистана — 98 км. Этот коридор (включая город Джарабулус) служит для снабжения ИГ из Турции всем необходимым, и его контролирует «халифат». Вообще этот участок должна была занять сирийская армия, но не смогла — мы видим как «хорошо» она воюет на других направлениях. Курды не занимают этот коридор, во-первых, потому, что там действует наша авиация, а во-вторых, потому что при их приближении к этому району у турецких властей начинается истерика. Судя по всему, курдов от атак на этом направлении сдерживали США.
Теперь же придумана следующая схема: так как США и Турция на словах ведут активную борьбу с «халифатом», то они действительно могут создать в этом районе буферную зону, разместить там беженцев. При этом продолжать по этому коридору снабжать боевиков. Думаю, никаких серьезных боев с ИГ там не будет — в результате договоренностей исламисты просто тихо оттуда уйдут. Чтобы не портить отношения с курдами, скорее всего, на некоторое время снабжение боевиков ИГ, например, в Эр-Ракке прекратится, однако подпитка боевиков в Алеппо и Идлибе, с которыми воюют непосредственно сирийцы, иранцы, ВКС РФ и «Хезболла», как шла, так и будет идти.
Кроме того, в ноябре США перебросили на авиабазу Инджирлик на юге Турции не только 13 штурмовиков А-10 (ожидается прибытие еще шести F-15E), но шесть истребителей ВВС США F-15С (по информации турецких СМИ, в состав авиагруппы коалиции на базе Инджирлик также входят 12 самолетов-заправщиков KC-135, 11 боевых беспилотников MQ-1 Predator, а также 14 истребителей F-16 ВВС Турции — «СП»).
Дело в том, что эти самолеты предназначены для завоевания превосходства в воздухе и вооружены двумя типами ракет класса «воздух-воздух» — средней дальности MRM и малой дальности SRM. А учитывая, что в этом районе Сирии работает только сирийская и российская авиация, не трудно догадаться для каких именно целей были переброшены F-15С — для давления на Россию.
Обратим внимание на цифры. Недавно начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов сказал, что сирийская армия при поддержке российской авиации (с 30 сентября) смогла освободить 80 населенных пунктов и вернуть контроль более чем над 500 кв. км территории. Для сравнения — созданная в октябре между курдами и арабскими племенами вооруженная коалиция при поддержке ВВС антитеррористической коалиции освободила за месяц 1400 кв. км территории. Эти силы сейчас вплотную подошли к Эр-Ракке, но курды опасаются только одного — что США их используют, а потом сдадут их туркам, учитывая тот бардак, который сейчас творится в Джарабулусе. Вот этим надо пользоваться — договариваться с курдами и, в конце концов, перехватывать инициативу с США в разгроме столицы ИГ.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает, что сценарий размещения в буферной зоне беженцев не отменяет сценария дальнейшего транзита через нее вооружения, боеприпасов и наемников в Сирию.
— Западу, а уж тем более Турции, совершенно не нужна реальная борьба с «халифатом». Может быть, только Франция после терактов в Париже сейчас всерьез расстроилась, но всем остальным, повторю, борьба с терроризмом в Сирии нисколько не нужна. Да, российская авиация действует в том районе, где предполагается создание буферной зоны. Но сложно сказать, насколько РФ будет подвергаться давлению со стороны США. Все-таки к нашему руководству есть много вопросов, главный из которых — каковы наши реальные цели и задачи в Сирии? Проблема в том, что у РФ никогда не было стратегии, а только ситуативное реагирование.
* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 года организация признана террористической и деятельность её на территории Российской Федерации запрещена.
Источник: svpressa.ru