Южная Корея: мифы и реальность

By admin Nov 20, 2015

У большинства сограждан бытует мнение о том, что Южная Корея это едва ли рай земной. В смысле – как рай потребительский, так и рай экономический. Лишь немногие понимают, что эта сказка далека от реальности.

В самое ближайшее время в Сеуле рискуют столкнуться с очень серьезными проблемами в экономике. Три опоры южнокорейской промышленности – металлургия, автомобиле- и судостроение – страдают от дефицита заказов, большую часть из которых в последнее время оттянул на себя Китай. Убытки трех главных южнокорейских судостроительных гигантов, «Дэу марин шипбилдинг», «Самсунг хэви индастриз» и «Хюндай хэви индастриз» приближаются к семи с половиной миллиардам долларов. Недавно государство решило спасти одного из них, выделив ему кредит около двух миллиардов долларов: на верфях «Дэу» будут строиться подлодки нового поколения. Ну, а все остальные пока за бортом – в следующем году их ждет реструктуризация, или, говоря человеческим языком, масштабное сокращение персонала. Кстати: судостроители усматривают одну из причин своих бед в снижении цен на углеводороды. Это привело к резкому падению заказов на изготовление нефтяных платформ.

Не лучше дела и у металлургов. Одна из причин – ввоз продукции из КНР, в прошлом году ее было импортировано 13,4 миллиона тонн при собственном производстве более 70 миллионов тонн. Власти попытались помочь, но лишь вербально, начав пропагандировать лозунг «Покупай корейское». Куда более серьезный удар нанесло общее снижение темпов развития мировой экономики, вызвавшее уменьшение спроса.

 Опять же китайцы довольно активно вытесняют южнокорейских металлургов с рынков зарубежных стран. Это уже привело к падению общих объемов экспорта продукции черной металлургии более чем на 21%.

 Не поспевает за своими конкурентами, Китаем и Японией, и автомобильная промышленность Кореи, объемы ее производства вот уже несколько лет кряду фактически топчутся на месте. К примеру, по объемам инвестиций в эту отрасль соседи опередили Южную Корею приблизительно в пять раз. Играют против корейских автопроизводителей и меры Токио, направленные на девальвацию национальной валюты. В результате выполнявшие заказы японских автофирм промышленники жалуются, что практически потеряли рынок сбыта.

В плюсе лишь производство полупроводников у «Самсунг электроникс». Но, принимая в расчет убытки от продажи смартфонов, можно считать, что, в лучшем случае, компания осталась при своих. Среди серьезно пострадавших также производители нефтепродуктов, рапортующие о спаде в 35%. По итогам третьего квартала падение экспорта Республики Корея в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило 9%. 

Все это приведет к сокращению рабочих мест, но куда пойдут потерявшие работу люди, предсказать никто берется. Уже сегодня около двух с половиной миллионов человек работают по временному контракту, они заняты не более десяти-двадцати часов в неделю. Так что, называя вещи своими именами, надо говорить о кризисе. Для страны с сильным левым и профсоюзным движением, каковой является Южная Корея, рост безработицы грозит крупными неприятностями.

Грустную картину дополняет растущий дефицит воды: два года подряд страна, особенно ее юго-западные районы, страдают из-за небывалого падения количества осадков. В некоторых водохранилищах уровень воды упал до 20% от номинала, чуть лучше положение на востоке – там этот показатель составляет 40-60%. 

 Для Кореи, всегда обильно орошаемой дождями, подобная ситуация – настоящий шок, в некоторых районах уже введены ограничения на водоснабжение, а должного опыта по борьбе с последствиями засухи у страны нет.

 Ведутся разговоры о сокращении выработки электроэнергии – на ТЭЦ нужно охлаждать оборудование. Если же нехватка воды затронет и АЭС, беды не избежать.

На фоне кризиса растут долги муниципальных образований. Например, задолженность крупного города-миллионника Кванчжу составляет около 28 триллионов вон – примерно 27,6 миллиарда долларов. Ненамного лучше дела у Сеула, долг десятимиллионной столицы сейчас чуть менее 13 триллионов вон. Еще хуже ситуация с государственным долгом, он, по различным оценкам составляет от 418 триллионов до 530,5 триллиона вон. Иными словами, на каждого жителя страны приходится примерно 11 тысяч долларов только госдолга, не считая сумм, которые висят на административно-территориальных единицах. Даже официальные южнокорейские издания вынуждены называть ситуацию в этой сфере тревожной.

Чтобы снять волнения сограждан, власти имитируют возврат к временам относительно популярного диктатора Пак Чжон Хи, правившего железной рукой после организованного американцами военного переворота в 1961-1979 годах и выведшего свою страну в число индустриальных держав. Его дочь, президент Пак Кын Хе, стала демонстрировать диктаторские замашки, она уже расправилась с наиболее деятельными представителями оппозиции. Однако пародию на диктатуру в Южной Корее воспринимают в штыки, оппозиция квалифицирует действия главы страны как государственный переворот.

Все это – плоды закона о национальной безопасности, который предусматривает тюремное заключение сроком от двух лет за любой контакт с северокорейцами, не санкционированный властями в лице специального ведомства – Комитета по делам объединения. Впрочем, все названное, по большому счету, можно квалифицировать лишь как временные трудности. А вот долгосрочные последствия будут иметь имперские замашки элиты страны, вознамерившейся построить «глобальную Корею».

Важнейшая составляющая здесь военная, власти планируют создать корейский истребитель пятого поколения. Для страны, которая не имеет серьезного опыта в этой сфере, ошибка может стоить дорого – в буквальном смысле слова. Все мировые рынки вооружений давно поделены, чтобы потеснить конкурентов, необходимо предложить шедевр, но от новичков вряд ли его стоит ждать. Тем более что американцы недавно отказались от передачи Южной Корее ключевых технологий для истребителей такого класса. Если Вашингтон не пересмотрит своего решения в ближайшее время, в Сеуле может разразиться невиданной силы политический кризис, вплоть до импичмента президента.

Пока же власти намерены создавать еще и океанский флот.

 Зачем маленькой стране размером с две Московских области флот в виде шести эсминцев с системами «Иджис», подводными лодками водоизмещением в три тысяч тонн, ракетами дальностью в тысячу километров?

 А на подходе уже вертолетоносец, который можно будет довольно легко переделать под плавучий аэродром для истребителей Ф-35. Какой резон Сеулу покупать самолеты-топливозаправщики, когда размеры Корейского полуострова и без того позволяют авиации дотянуться до любой его точки? Так что речь может идти лишь об экспансионистских планах. Добавьте к списку намерения создать собственную систему противоракетной обороны… Я уж не стану подробно говорить об устремлениях Сеула закрепиться в Арктике, а в перспективе – и в Антарктике.

Часть южнокорейской элиты, может быть, и не против договориться с Пхеньяном и снизить масштабы военных учений с США, отказаться от великих планов по разработке новых вооружений. Да только Вашингтон не позволит.

Прогнозы для Южной Кореи безрадостные. Власти страны открыто приняли сторону США в территориальном споре с Пекином в Южно-Китайском море, и теперь КНР может пересмотреть свои намерения наращивать экономическое взаимодействие с Сеулом. Для Москвы кризисные явления в Южной Корее будут означать уменьшение объемов закупки российского сырья, прежде всего – нефти с сахалинских месторождений.

 Не исключено сокращение южнокорейского туристического потока в наши дальневосточные регионы. Могут вырасти цены на высокотехнологичную продукцию, произведенную в Южной Корее, в первую очередь – электронику.

Если же кризис в стране затянется, то Москве нужно будет понять, на кого станет ориентироваться новая южнокорейская элита. Разумеется, идеальный для нас вариант – на Россию и на Китай.

Задумываться об этом можно начать уже и сегодня.

Дмитрий Мельников

Источник: stoletie.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply