Правозащитники напомнили об участи депортированного народа.
Положение турок-месхетинцев (самоназвание — ахыска) в России в целом и южных, кавказских регионах в частности остается сложным уже больше 25 лет.
В первую очередь это связано с тем, что до сих пор не полностью урегулированы вопросы легализации статуса значительной части этого народа в стране. И хотя эти люди пребывают на территории РФ со дня распада СССР, многие родились или умерли здесь, российские власти рассматривают их наравне с другими нелегалами, приехавшими из бывших союзных республик в последние несколько лет.
Поэтому многие ахыска подвергаются произвольным задержаниям, арестам и выдворениям, не говоря уже о проблемах юридически-бытового свойства, вплоть до невозможности получить любой документ, даже свидетельство о рождении детей.
Лишенные всех прав
На взгляд Московской Хельсинкской группы (МХГ), крайне несправедливо, что проживающие в РФ долгие годы невольные жертвы развала СССР (каковыми являются ахыска) сталкиваются с нежеланием государства учитывать эти обстоятельства, произволом и высоким уровнем коррупции среди местных чиновников, не способствующих решению насущных вопросов репрессированного некогда народа.
Этому препятствует и низкий уровень правосознания самих турок-месхетинцев, не имеющих гражданства РФ, которые лишены всех прав и сталкиваются с огромными проблемами в течение практически всей жизни.
В офисе МХГ в столице России на днях состоялось заседание Комитета против ксенофобии, на котором презентовали и обсудили тематический доклад Хельсинкской группы и правозащитного центра «Сова» – «Жизнь без прав. Положение ахыска-турок на юге России в 2015 году».
«Говоря о турках-месхетинцах, невозможно не вспомнить трагическую историю этого народа. В 1944 году турки-месхетинцы, которые изначально проживали на юге Грузии, в Месхетии, были депортированы в Среднюю Азию в вагонах для скота. До 56-го года на них был наложен статус спецпоселенцев. Они не могли даже соседнее село посетить, не согласовав это с органами НКВД.
После снятия статуса спецпоселенца части из них удалось вернуться на Кавказ, но в большинстве своем не в Грузию, где их не особо ждали, а в Азербайджан и ряд других регионов. Часть ахыска осталась в Узбекистане, – поведала одна из соавторов доклада МХГ Наталья Юдина. – На этом трагическая история этого народа не закончилась. В 89-м году в Фергане произошли тоже печально известные события, межэтнические конфликты, которые вылились в погромы. Часть турок была вывезена в Россию, некоторые бежали самостоятельно, кто куда мог.
Большая часть турок осела в Краснодарском крае. Но из-за политики, которую проводили там местные власти, негативно настроенные именно по отношению к туркам, из-за межнациональных конфликтов, которые подогревались местными националистическими объединенями, а именно казаками, легализоваться там не удалось.
Спустя десятилетия неопределенности США открыли программу переселения турок-месхетинцев из Краснодарского края в Америку. С 2004-го по 2007 год 11000 турок воспользовались этой программой и переселились в Америку. Там они прекрасно адаптировались, я была на выставке в Вашингтоне два года назад, на которой это было просто наглядно показано. Но, по данным переписи 2010 года, около 80000 турок остаются еще в России».
«На вымогательство жаловались все»
Материалы опубликованного доклада составляют результаты изучения положения турок-месхетинцев, полученных в ходе поездок правозащитников в основном по югу Ростовской области и немного по Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Калмыкии.
Большинство людей, с которыми общались представители МХГ, постоянно проживают в сельской местности. Они заняты в основном сельским хозяйством, некоторые занимаются огородничеством и животноводством или малоквалифицированным трудом. По мере сил они сохраняют традиционный уклад с некоторыми локальными особенностями.
«Люди живут здесь по 20 с лишним лет и до сих пор не могут получить российское гражданство. Некоторая часть живет с паспортами Советского Союза еще 1974 года! Другие имеют в паспортах отметку тех стран, из которых они приехали, о гражданстве. Немногие успели получить паспорта тех стран, откуда они приехали.
Но в общем во всех этих случаях люди сталкиваются с совершенно непреодолимыми препятствиями при получении российского гражданства. Отчасти это связано с их собственной юридической малограмотностью, отчасти с коррупциогенностью ФМС и иных органов, – отметила далее Юдина. – На вымогательство, по-моему, жаловались все, с кем мы говорили.
Получение российского паспорта, по словам наших собеседников, стоит от 100 до 300 тысяч рублей. Печально то, что получение паспортов не означает, что все проблемы закончились. Мы столкнулись с несколькими случаями, когда люди получили российские паспорта, по ним жили, брали какие-то кредиты. Но приходили в полицию, в паспортные столы менять паспорта, паспорт объявляли фальшивым, и все начиналось сначала.
Так, женщина, живущая в поселке Маломечетный Ростовской области, вышла замуж в 2012 году, начала процедуру обмена паспорта в связи со сменой фамилии. Паспорт у нее отняли вовсе, сказав, что он недействительный. И она уже два года не может получить новый паспорт.
Она очень просила не сообщать о ней публично, например, что она ждет второго ребенка, потому что за это положен материнский капитал, и с нее будут еще больше денег вымогать… Таких случаев несколько – только известных нам».
Отсутствие документов ведет к тому, что люди лишены всяческой медицинской помощи. Они на бесплатное лечение не могут рассчитывать никак. Те, у кого есть деньги, могут получить медпомощь платно. Те, у кого нет денег, не лечатся, соответственно, никак.
Другой соавтор доклада – координатор проекта по туркам-месхетинцам Вадим Карастелев – указал на межнациональные конфликты, возникающие в местах пребывания ахыска. И самая напряженная ситуация, по его словам, сложилась в Кабардино-Балкарии. Здесь зарегистрировано несколько актов насилия против турок, прежде всего со стороны кабардинской молодежи.
«Самый громкий и известный случай был в Кабардино-Балкарии, в селе Тельман. Группа вооруженных ножами людей ворвалась на турецкую свадьбу и стала избивать всех подряд, выкрикивая при этом: “Что вы здесь делаете? Убирайтесь! Мы сожжем ваши дома!”
Двадцать человек тогда получили ранения, в том числе женщины, дети, старики. И это случай не единичный, но люди запуганы и стараются о таких вещах не говорить, и только самые вопиющие попадают в прессу, – подчеркнул он. – Например, в Ростовской области в 2012 году группа нацистов-скинхедов забила до смерти ножами турка-месхетинца, 19-летнего Аслана Назимова.
Есть еще масса случаев, которые, к счастью, не заканчиваются смертельными исходами. Но нападения имеют место».
Во всем виноваты турки-месхетинцы?
На фоне всего этого дискриминационные высказывания в свой адрес турки-месхетинцы за такую серьезную проблему не воспринимают, но слышат их постоянно – «Понаехали, размножаетесь как тараканы» и так далее. Причем эти дискриминационные высказывания звучат не только со стороны местных жителей, но и от властей.
«В этом контексте совершенно неудивительно, что первый заместитель начальника УФСБ по Кабардино-Балкарии Михаил Филимонов на межведомственном заседании заявил, что обстановка в регионе напряженная. Обусловлено это существующей там огромной турецкой месхетинской диаспорой. Других виноватых якобы нет», – констатирует Карастелев.
Важной составляющей жизни турок-месхетинцев, исповедующих ислам, является религиозная жизнь. Повсеместно они испытывают трудности, связанные с отсутствием религиозной инфраструктуры – мечетей, молельных домов.
Известен случай в Ростовской области с имамом Камалом Мирзаевым, пользующимся уважением. Он пытался построить мечеть. Ему не дали. Тогда он попытался построить еще один дом на свое имя для религиозных нужд.
На него подали в суд за то, что он якобы нарушает градостроительные нормы, к тому же неизвестные вандалы здание осквернили. Дело кончилось тем, что имам был вынужден уехать в США и просить там политического убежища.
По мнению правозащитников, меры, которые принимают федеральные и местные органы власти, в основном направлены не на устранение проблем турок-месхетинцев, а, наоборот, на усугубление их и без того тяжелого положения.
Кстати, до сих пор турки-месхетинцы не реабилитированы. По крайней мере, их нет в списке последнего указа президента РФ. В целом традиционная дискриминация, равно как и традиционные стереотипы, в отношении этого меньшинства сохраняется.
Рустам Джалилов
Источник: kavpolit.com