Саммит АТЭС: конкуренция, солидарность, дискуссия

Саммит АТЭС: конкуренция, солидарность, дискуссия

В четверг на Филиппинах завершился саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС). В международных СМИ смысл этого события описывается по-разному. Для одних комментаторов это повод обсудить растущую конкуренцию между Китаем и США. Для других это скорее дискуссия по поводу выдвинутой США инициативы Транстихоокианского партнерства (ТТП). Третьих больше интересует тема международного единения в ситуации глобальной угрозы терроризма.

Хотя заявленной темой саммита была международная торговля, его суть – это растущая конкуренция между сверхдержавами, писало австралийское издание The Age в преддверии события. Китай продвигает идею азиатско-тихоокеанского соглашения о свободной торговле (FTAAP), которое обсуждается начиная с 2004 г., но теперь актуализировалось в связи с тем, что США выдвинули инициативу Транстихоокеанского партнерства. Китай считает, что FTAAP гораздо выгоднее, чем ТТП – как минимум потому, что в FTAAP он входит, а в ТТП его не приглашали. Более того, в FTAAP Китай мог бы стать лидером, а ТТП возглавляет его конкурент в лице США. В свою очередь, для США ТТП – это инструмент, с помощью которого они рассчитывают расширить и усилить свое международное влияние.

Уже во время саммита тему конкуренции развивал Wall Street Journal. США представляют ТТП как соглашение нового поколения, которое повышает на глобальном уровне стандарты в таких областях, как интеллектуальная собственность, трудовое право и контроль над государственными предприятиями. Кроме того, ТТП предполагает углубление военных отношений между США и такими странами, как Вьетнам и Филиппины, что косвенным образом ведет к созданию в регионе военного противовеса Китаю, который в ТТП не входит.

Китай в ответ настаивает на скорейшем принятии FTAAP, так как это необходимо для интеграции региональной экономики и представляется хорошей гарантией против ее потенциальной (и нежелательной) фрагментации. В подготовке FTAAP уже были достигнуты важные договоренности, что, комментирует автор, создает хорошие условия для принятия соглашения. В этом смысле Китай де-факто остается лидером. С другой стороны, у США тоже есть шансы одержать стратегическую победу в регионе. Это состоит в том, что ТТП предполагает введение новых правил международной торговли, предполагающие пересмотр стандартов и новый подход к инвестированию. А предполагаемая смена международных практик может сказаться и на странах, не входящих в партнерство.

USA Today уже по завершении саммита написала, что суть торгового события свелась к тому, что необходимо объединить усилия для борьбы с терроризмом. Помимо этого, конечно, на саммите были моменты конфронтации между США и Китаем, однако скорее косвенные и больше в режиме предупреждений, чем открытой враждебности. А итоговая декларация саммита включала в себя заявление о необходимости международной кооперации и солидарности в борьбе против терроризма, который грозит подорвать экономическую открытость.

Особняком отмечают позицию России по поводу ТТП и международной торговли. В частности, приводят мнение не присутствовавшего на саммите, но сделавшего публичное заявление Владимира Путина, который подчеркнул, что «конфиденциальный характер переговоров о создании Транстихоокеанского партнёрства (ТПП) вряд ли помогает устойчивому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Отмечается также, что присутствовавший на саммите Дмитрий Медведев подчеркнул, что международная торговля должна строиться в соответствиями с правилами Всемирной торговой организации (ВТО), а не на правилах региональных объединений. В свою очередь, сторонники ТТП ссылаются на то, что эта инициатива, наоборот, способствует либерализации торговли и инвестирования, потому что задает высокие стандарты, поощряет экономический рост и способствует сокращению бедности.

Анна Сакоян

Источник: polit.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий