Газовый монополист в Латвии и Эстонии планирует занять место лидера по продажам газомоторного топлива в Европе. В частности, в Латвии будет построено 50 заправочных станций сжиженного и сжатого природного газа, при этом партнеры российского концерна продвигают новые решения заправки СПГ для автотранспортных парков. А после запуска балтийского газопровода Nord Stream-2 в Германию пойдет до 110 млрд. кубометров газа в год, что теоретически позволит перевести все двигатели ЕС на метан.
“Пока в ЕС всего 1,5 млн. машин бегает на метане, хотя он там на 30–50% дешевле дизтоплива. У природного газа сейчас очень хорошие растущие тренды”, — говорит “Бизнес-ВЕСТЯМ” аналитик Gazprom Export Евгений Пронин.
Эксперт германской компании E.ON (cовладелец Latvijas gāze, Nord Stream и девелопер ряда совместных с Газпромом проектов) Детлеф Весслинг и Евгений Пронин на минувшей неделе провели в Риге семинар LNG in Road Traffic для бизнес-партнеров Балтийского региона. Развитие этого сегмента является частью глобальной стратегии концерна Газпром в ЕС — технологии сегодня позволяют перевести автопарк легковых машин и тяжелую технику, такую как автобусы, грузовые, строительные машины, харвестеры, погрузчики и т.д., на природный газ.
Балтийский поток
Как подчеркнул на семинаре Станислав Уржумцев из Gazprom Gas Engine Fuel, технологическое сотрудничество по газомоторному топливу в транспортной отрасли невозможно без согласования с европейским законодательством. Этому развитию мешает также вакуум между энергетическими компаниями и потребителями. По оценке Д.Весслинга, СПГ на транспорте закрепляется медленно. Виной тому — инерция и протекционизм бизнеса, связанного с бензиновой и дизельной моторной классикой. Сейчас в некоторых западных странах на такой газ нет рыночного спроса или моды, развитие может быть заморожено и из-за законодательных особенностей: в некоторых странах процветает лоббизм торговцев бензином. Доля ЕС на мировом газомоторном рынке составляет 7%. Для сравнения: доля Азии, включая Пакистан, Иран, Индию, Бангладеш и Китай — 62%.
E.ОN и Газпром планируют масштабную экспансию в Восточной Европе, в том числе в странах Балтии. Это, в частности, идея строительства “Голубого коридора”, где заправки СПГ и сжатым (КПГ) природным газом будут находиться в пределах 400 км от завода по сжижению газа: транспортировать криоцистерны с метаном на большее расстояние невыгодно. В 2017–18 гг. в каждой балтийской стране будет построено три — пять СПГ-станций, после чего будут проложены коридоры в Польшу и ФРГ.
По оценке аналитика Gazprom Export Е.Пронина, с 2014 года только низкая цена на углеводородное сырье и как следствие на бензин и дизельное топливо останавливает продажи газа для двигателей автопарка. А два года назад, когда цены на баррель нефти серьезно зашкаливали за 120 долларов, автопарки даже в странах с высокой покупательной способностью переводились на газомоторное топливо. Тем не менее волатильность сырьевых котировок никто не отменял, а в среднесрочной перспективе скакнут вверх и голубые газовые фишки. По оценке экспертов, к 2035 году в мире будет насчитываться 1,7 млрд. автомобилей с моторами на газе, а объем реализации газа сос тавит до 80 млрд. кубометров. Что ровно вдвое больше, чем сегодня.
Hummer газа не боится
— Расширение возможностей использования природного газа в качестве моторного топлива — теперь одно из главных направлений стратегии развития Газпрома: в России этим занимается ООО Газпром газомоторное топливо как единый оператор с 210 станциями и 80% объема продаж по всей стране в объеме 400 млн. куб.м в год, — рассказывает аналитик Gazprom Еxport Е.Пронин. — Плюс также 65 частных газозаправочных станций. Ценовой фактор интересен: кубометр метана в России сейчас стоит 10 рублей, где-то доходит до 15, а литр дизтоплива — 30 рублей. В Европе, конечно, цены выше, но и там эффект экономии при переходе на газ составляет 30–50% в зависимости от того, на чем и сколько вы проехали. Если речь о городском автобусе, то могу заверить, что экономия в 30% — это тысячи евро в год. А если у вас малолитражный автомобиль, на котором вы по городу ездите только из офиса до дома, то даже и думать не стоит об экономии за счет использования СПГ.
— В Армении я недавно видел X6 и Hummer2 с газовыми двигателями, причем еще пару лет назад владельцы таких машин заправляли баллоны только ночью, стесняясь показать свою бережливость.
— Да, в Армении газ — это большая часть автопарка, топливо импортируется туда в основном через Грузию ввиду транзитной блокады, так что газ там самое логичное решение. Я видел и на газовой заправке в Белоруссии Hummer с установленным газовым баллоном — нормально! Все европейские основные производители автомашин предлагают такие решения: Mercedes, VW выпускает такие автомобили, вся линейка Fiat. В такой стране, как Италия, куда поставляется и алжирский газ, и наш, 800 тысяч автомобилей на газомоторном топливе.
— А на домашнем для вас рынке?
— В России лидируют КамАЗ, группа ГАЗ на своих заводах сейчас осваивает эту тематику, Ульяновский автозавод делает. Правда, производитель берется за заказ при гарантиях, что можно будет продать минимум 50 тысяч таких автомобилей. С грузовиками и автобусами проще, там не такие большие объемы требуются.
Также был построен для РЖД локомотив-газотурбовоз, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса за мощность 8 300 кВт, — это авиационная турбина в 11 284 лошадиные сил. Самый экологически чистый и самый мощный газотурбовоз в мире используется на неэлектрифицированных участках железной дороги.
У нас на РЖД будет 35–50 единиц такой техники, в основном для регионов Севера. Экономия локомотивов-газовозов — около 50% от стоимости дизельного топлива в классических тепловозах.
При всем богатстве выбора…
— Как выглядит сейчас логистика автомоторного газа в Европе?
— С терминала СПГ в Калининграде забираем газ и везем грузовиками в Польшу. Кроме того, Газпром запускает СПГ-завод в Пскове в начале 2016 года. Работает также установка в Кингисеппе под Санкт-Петербургом. В рамках стратегического развития планируется или уже построена цепь малотоннажных производств СПГ вдоль западных границ Российской Федерации, а также в Белоруссии. Перспективы очень хорошие, учитывая, что в Европе сейчас всего лишь полтора миллиона машин имеют метановые двигатели.
Сегодня все торговцы, такие как Shell, Mobil, Texaco, идут в газовый сектор — чистых нефтяников в мире уже не осталось. Ритейлеры понимают, что окружающая среда одна на всех, и в перспективе все автоконцерны будут переходить на чистые виды топлива.
При этом электрокары, как Tesla, трудно назвать”зелеными, дружественными среде. Ведь ту же электроэнергию производят, например, на ТЭЦ, сжигая бурый уголь и нанося среде намного больший ущерб, чем весь бензиновый смог. А вообще в 500-миллионной Европе каждый год продукты горения автотранспорта приводят к преждевременной смерти 400 тысяч резидентов. Метан сегодня — самый дружественный среде вид топлива, самый простой химически. Дизельные установки исчерпали себя по экологичности и себестоимости, что доказывает недавний “Фольксваген-гейт” с отзывом сотен тысяч машин с грязным выхлопом.
— Но спорткары в сегменте премиум не делают с газовыми баллонами.
— У меня и у вас нет Bugatti, и это не моя и не ваша забота. Износ двигателя при работе на газе меньше обычного, а КПД не падает, если это заводская установка — напротив, если вы к газовой установке в сервисе прикрутите дополнительно дизельную, мощность упадет на 10–15%. Мы встречаемся с производителями автомашин регулярно: наша задача дать им топливо, их бизнес в железе. Volvo уходил из газомоторного сегмента,но вернулся в легковом и грузовом классах, возобновив производство. Убежден, что рост начнется очень интенсивно при биржевой стоимости нефти марки Brent выше 50 долларов за баррель.
“Латвия — самый трудный рынок”
— Как видит Gazprom Еxport балтийские перспективы? В Латвии, по статистике, годовой техосмотр сейчас имеет от силы 60 тысяч машин с газовыми двигателями и более 700 тысяч с бензиновыми и дизельными.
— Латвия — самый трудный рынок. В Литве очень хорошее развитие, очень красивый СПГ-терминал Independence в Клайпеде — правда, непонятно, где он будет брать газ по выгодным ценам. В Эстонии темпы перехода на газ не снижаются пропорционально спаду цен на традиционное топливо. В той же Эстонии вы можете выбрать на заправке: 60 центов за кубометр газа или евро за литр солярки, а по мощности и километражу это тождественные объемы.
Да, в странах Балтии и Польше больше заправляются пропан-бутановой сместью, а не метаном. Но тут дело в законодательстве — это серый рынок. Метан поступает по газопроводу, из трубы лишних кубометров не вынешь, а пропан везут в Европу цистернами, декларируя как зеленый горошек. Пропан еще и опаснее метана — он тяжелее воздуха. Если баллон или трубки в машине продырявлены, газ уходит вниз, скапливается и одновременно испаряется.
Андрей Татарчук
Источник: ru.bb.vesti.lv