Франция после терактов

Франция после терактов

Трудный путь к национальному единству.

Террористическую атаку на французскую столицу вечером в пятницу 13 ноября 2015 г. можно назвать беспрецедентным событием не только по масштабу произошедшего, но также и по тому, насколько эта трагедия повлияет на ситуацию в мире и в самой Франции.

В своем анализе возможных последствий нападения террористов на Париж американский аналитический центр Stratfor делает прогноз о росте популярности правых и ультраправых партий из-за их позиции по закрытию границ и ограничению мигрантских потоков во Францию.

Обозреватель французской газеты Le Figaro, полагает, что война с терроризмом ставит перед обществом более сложный вопрос о поиске внутриполитического консенсуса, который в последнее время все больше и больше разрушается. Насколько призыв к борьбе с общим злом, брошенный как властью, так и представителями основных политических сил сможет сплотить нацию?

В этой связи показательной представляется история, связанная с расстрелом редакции Charlie Hebdo. В первый момент, казалось, что межпартийные разногласия отошли на второй план. В Париже прошел многотысячный митинг. Президент Олланд встретился с лидерами разных политических партий, отказавшись, правда, принять Марин Ле Пен, что сразу поставило под сомнение долгосрочность наступившего примирения. Так оно и вышло. После окончания траурных мероприятий все вернулось в исходное положение. Более того, внешняя угроза продемонстрировала внутренние противоречия еще с большей очевидностью.

Французская политическая система в последние годы испытывает значительные перегрузки. Экономический кризис, рост безработицы и как следствие – социальной напряженности. Межпартийный диалог становится все более сложным. Более того, уже до начала президентской гонки 2017 г. внутрипартийные склоки поставили основные партии на грань раскола.

Правый «Союз за народное движение» был даже вынужден сменить название после ряда скандалов между его членами. По замыслу лидера партии – бывшего президента Саркози – новое название «Республиканцы» должно сплотить сторонников идеи V Республики. Однако его усилия пока не дали серьезных результатов, поскольку в партии много крупных политиков, имеющих возможность претендовать на лидерство. Предстоящие в скором времени праймериз в преддверии избирательной кампании 2017 г., где намерены выставить свою кандидатуру многие известные политики, лишь подливают масла в огонь.

Не менее сложная ситуация складывается в правящей Социалистической партии. Попытки президента Олланда и его команды стимулировать экономику страны за счет освобождения бизнеса от социальных обязательств не только обрушили его личный рейтинг, но и лишили массовой поддержки партию. Кроме того, социалисты переориентировали свою внешнюю политику на ЕС, что повлекло за собой принятие ряда мер бюджетной экономии в угоду Брюсселю, а также непопулярных экологических налогов, ударивших по сельскохозяйственному сектору и промышленности. Эти шаги вызвали не только протесты населения, но и внутрипартийное сопротивление. Политика правительства, возглавляемого представителем правого крыла социалистов Манюэлем Вальсом, обострила противоречия, немного утихшие после победы на выборах. В результате распалось парламентское большинство социалистов. От основного числа депутатов откололась так называемая «Фронда», которая за три года своего существования выросла почти до половины фракции. Ее представители упорно отказываются голосовать за законотворческие инициативы правительства, ориентированные на защиту прав работодателей. М. Вальс и его команда продолжили свою политику. Апогеем внутреннего конфликта стало голосование по законопроекту министра финансов Эммануэля Макрона, где значительно нарушаются права работников, по мнению критиков закона. Отказ «фрондеров» голосовать ослабил позиции левых в парламенте.  Это заставило премьера пойти на применение специальной статьи Конституции, которая позволяла принять решение в обход голосования. Пройдя таким образом первое чтение, закон ожидает второе рассмотрение в скором времени. Вероятность блокирования его принятия со стороны однопартийцев становится еще выше, чем в прошлый раз.

Про раскол «Национального фронта» Марин Ле Пен уже много говорилось. Следует отметить, что по большей части он носит не поколенческий, а идеологический характер. Марин Ле Пен взяла курс на привлечение электората, не нашедшего понимания у крупных партий, что привело к росту среди ее сторонников представителей социально незащищенных слоев населения. За счет этого в ее экономической программе  появилось немало пунктов, характерных для классических левых партий. В частности, это отметил глава Левого фронта Жан-Люк Меланшон, бывший ранее непримиримым противником прежнего Национального фронта.

Если не будет внесено каких-либо изменений в связи с введением чрезвычайного положения, то Францию ожидают региональные выборы 6 и 13 декабря 2015 г. Перспективы левых в этой избирательной кампании и без терактов были достаточно мрачными, в связи с чем правительство проталкивало инициативу о разрешении мигрантам голосовать на местных выборах.

Политические противоречия на поле внешней политики обычно были несвойственны французской политической системе, где президент единолично отвечает за позицию Франции на международной арене. Однако в настоящее время оказался нарушен и этот постулат. Наиболее ярко это проявилось в вопросе по Сирии. Так что выкрики террористов и их сирийские паспорта лишь обострили ситуацию.

Правые политики, начиная с Марин Ле Пен, которая последовательна в одобрении российской стратегии на сирийском направлении, прямо говорят о необходимости сотрудничества с Москвой и восстановлении диалога с режимом Башара Асада. Об этом, например, заявил в телевизионном интервью бывший премьер-министр Франсуа Фийон. Свою позицию в том же направлении изменил и Алан Жюппе, выступавший ранее «против всех» –ни ИГ, ни Асад. Французские парламентские делегации ездят в Дамаск, несмотря на протесты Министерства иностранных дел, официально поддерживающего позицию США в этом вопросе, что подтвердил президент Олланд, выступая не так давно перед дипломатическим корпусом. Он заявил тогда, что Асад и ИГ являются двумя сторонами одной медали, и устранение нынешнего сирийского лидера от власти настолько же важно для Парижа и коалиции, как борьба с исламистами.

Тем временем, отвечая на упреки со стороны правых по поводу  недостатков внешней политики, премьер-министр Вальс заявил, что перед лицом террористической угрозы пойдет на использование правой риторики. Кроме того, и президент, и глава правительства заговорили об атаке на «цивилизационные основы» французской нации со стороны террористического «Исламского государства». До этого они предпочитали язык универсальных республиканских ценностей. Кроме того, предполагается, что президент примет в Елисейском дворце на этот раз и Марин Ле Пен, поскольку трудно игнорировать партию, имеющую поддержку почти трети населения.

В подтверждение серьезности намерений не только сменить риторику, но и подтвердить «правый» разворот во внешней политике левого правительства Франция начала массированные бомбардировки с воздуха города Ракка – столицы «Исламского государства» в Сирии. Ранее к берегам Сирии был отправлен авианосец «Шарль де Голль».

Словом, Франция опять осталась один на один с самой собой. Единство взглядов на те или иные проблемы со стороны политических оппонентов не снимает их глубинных противоречий, поскольку понимание опасности и конкретные подходы к ее устранению у каждой партии свои. По этой причине поиск общего решения во Франции часто превращается в неразрешимую задачу.


Надежда Узунова

Источник: riss.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий