Такое впечатление, что власти Псковской области ставят над учительским составом региона эксперимент. Называется он так: «Можно ли прожить семье на 11 тысяч рублей в месяц?» Педагоги не соглашаются и предлагают губернатору обучить их семьи искусству выживания.
У Ларисы Танцеревой из МБОУ «Стремуткинская СОШ» пресловутая фраза героя Анатолия Папанова из «Берегись автомобиля» про одну зарплату смеха не вызывает. Получив расчетный листок за октябрь, она пришла в ужас. Ее доход за месяц составил аж 11 600 рублей. Меньше нынешней пенсии.
Несколько слов для справки. Стремуткинская школа и приданный ей детсад находится в деревне Соловьи. Это не глухомань – рядом трасса на Москву, да и до Пскова чуть более 10 км. Сама школа известная, в этом году отмечает юбилей, 140 лет! А тут такое…
Но дадим слово самой Ларисе Танцеревой. Когда шок от полученного «письма счастья» прошел, она обратилась к губернатору Псковской области Андрею Турчаку. Благо тот завел сайт, куда граждане могут направлять вопросы и жалобы.
«Я работаю воспитателем в детском саду с 2002 года, – писала Лариса Танцерева. – За это время получила высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию. До 2013 года воспитатели получали унизительную зарплату, мы возмущались, нам добавляли копейки, и мы опять возмущались. С 2013 года нам добавили зарплату, такую, что мы не могли поверить своему счастью! Теперь срезали опять все. Сначала с апреля премию разового характера, хотя она и была 700-1000 руб., потом с июня и зарплату срезали наполовину. Нам все время обещают стимулирующие выплаты, но когда они будут и какими они будут – неизвестно! Научите, пожалуйста, жить на такие зарплаты семьей».
В подтверждение Лариса Танцерева приложила расчетные листки за октябрь 2014 и 2015 годов. Так сказать, для наглядности. И получилось, что, действительно, год назад зарплата составляла 19 927 рублей, а сейчас 11 600. То есть, педагогов приговорили к нищете.
Нужно сказать, что на заявление педагога отреагировали быстро. В тот же день, через 7 часов после направления письма ей ответил начальник регионального управления образования Александр Седунов. Мол, обращение ваше взято на контроль и скоро вы получите ответ. Ответили действительно быстро, не прошло и трех часов. Казалось бы, ура, можно радоваться. Но все не так просто.
Приводим ответ чиновника (особенности пунктуации сохранены). «По информации Администрации района Постановлением Администрации Псковского района № 166 от 05.11.2015 года воспитателям дошкольных образовательных учреждений установлена ежемесячная дополнительная стимулирующая выплата в размере 4200,00 рублей, начиная с октября 2015 года. В расчетном листке, размещенном Вами на сайте Губернатора области, данная дополнительная выплата не указана. По информации предоставленной Администрацией Псковского района и директором Вашего образовательного учреждения в ноябре Вам будет сделан перерасчет заработной платы и дополнительно начислено 4200,00 рублей за октябрь. Государственное управление образования взяло под особый контроль начисление заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений Псковского района».
Что же получается? Даже если педагогу Танцеревой (а может, и сотням других) прибавят эти самые 4200 рэ, то она все равно не выйдет на прошлогодний уровень. Да и сама стимулирующая выплата установлена только с октября 2015 года! Впрочем, и она никак не заменит произведенное ранее уменьшение з/п почти в два раза! А еще хочется задать вопрос: почему чиновники хотят прикрыть резкое снижение зарплаты стимулирующими выплатами? Это же принципиально разные вещи. Но, видимо, в администрации Турчака, считают происходящее позволительным и нормальным. И правда, чего эти педагоги возмущаются? Не в три же раза, всего в два…
Для сведения: новый порядок оплаты труда педагогов области вступил в силу с 1 июня 2015 года. То есть, лето и месяц осени педагоги жили без всякой стимуляции. Кстати, во многих школах о стимулирующих «октябрьских» добавках администрация и не слышала! А что касается «высоких» зарплат… Вот что говорит учитель информатики и экономики МОУ «Гимназия г. Невеля» и по совместительству учитель филиала МОУ Усть-Долысская СОШ Невельского района Людмила Гультяева. «Моя заработная плата учителя (22 часа) составляет 15 989, 44 рубля (без вычета налогов)». Разве это много, спрашивает она. «Почему мы, люди с высшим образованием, имеющие немалый опыт работы за своими плечами должны довольствоваться унизительной зарплатой и такими условиями труда (имею в виду учителей сельских школ)», задает вопрос она. И такая ситуация практически по всей области. Педагог дополнительного образования в Острове получает зарплату 9200 «грязными», имея при этом высшую квалификацию и стаж 25 лет. При этом выплат по пресловутой «дорожной карте» ни разу не производили, хотя официально везде говорят, что з/п составляет почти 17 000 рублей.
Кстати, Людмила Гультяева, и не только она, обращалась с соответствующими вопросами к г-ну Седунову. Ответа ждет до сих пор. А между тем в системе образования Псковской области, как и в других сферах, кризис подходит к точке кипения. Хотя Управление образования прибегает к разным ухищрениям. «В Невельском районе остановилась методическая работа, оплата которой раньше входила в сетку (кстати, высчитала по документу, который мне выдала бухгалтерия, из 16 ранее оплачиваемых позиций осталось семь», говорит Людмила Гультяева. «Проблемы существуют и в ведении воспитательной работы, организации подвоза обучающихся. У нас, например, один автобус обслуживает две школы, собирая детей по разным направлениям, не забывая обслуживать коммерческих пассажиров», продолжает она.
А еще учителя с мест спрашивают чиновников, были ли среди депутатов областной думы, которые принимали новую систему оплаты труда, педагоги? Если нет, то были ли приглашены работающие педагоги для консультирования? Был ли проведен перед внедрением новой системы оплаты труда мониторинг новых зарплат по районам у разных категорий педагогов с разными нагрузками? И так далее, и так далее. Если для наших чиновников не достаточно мнения некоторых представителей системы образования, то мы можем собрать коллективные письма от районов всей области, говорит Людмила Гультяева. «Услышьте, пожалуйста, наш крик души!» вежливо пока еще предлагает педагог.
Услышат ли слова учителей у Турчака? Вряд ли.
Константин Громов
Источник: og.ru