Активизация политики России на Черном континенте уже приносит ощутимые дивиденды.
Успешное развитие отношений с Зимбабве, Суданом, другими странами континента – одна из примет радикального изменения политики России в Африке.
По мнению обозревателя аналитического англоязычного Интернет-ресурса OilPrice Дэйва Фореста, Россия идет к мировому платиновому господству. Такой вывод эксперт сделал, комментируя ход комплексного освоения российскими предприятиями месторождения «Дарвендейл» в Зимбабве. «Дарвендейл» является вторым по объёмам запасов платины месторождением в Африке.
Российская группа компаний «ВИ Холдинг» и государственные корпорации «Ростех» и Внешэкономбанк планируют вложить в проект $1,6 млрд.
Доказанные запасы металла на участке составляют около 19 тонн. Общие ресурсы, с учётом других ископаемых, в том числе золота, никеля и меди, достигают 755 тонн.
С момента объявления о старте проекта прошел всего год, а уже в марте 2016 года Россия планирует перейти ко второй фазе строительства – строительству двух новых шахт и второго перерабатывающего завода. В дальнейшем Россия может получить доступ к золоту и алмазам Зимбабве.
Эти достижения стали возможны благодаря интенсивным контактам между Россией и Зимбабве. Отметим некоторые события последних месяцев. В мае состоялась встреча Владимира Путина с президентом Робертом Мугабе (на фото). В июле министр промышленности и торговли Денис Мантуров провел рабочую встречу с новым послом Зимбабве в России. В августе глава Минпроторга вел переговоры с министром обороны Зимбабве на полях авиасалона МАКС-2015, причем на этот раз, судя по сообщению пресс-службы министерства, обсуждались варианты сотрудничества в алмазодобывающей отрасли. В сентябре спикер Госдумы Сергей Нарышкин встретился с главой Нацсобрания Джекобом Мудендой, которого, в частности, поблагодарил за помощь в ситуации с Крымом и антироссийскими санкциями. В свою очередь Муденда высоко оценил заинтересованность России в инвестициях в Зимбабве. В октябре в Москву в качестве специального посланника Роберта Мугабе прибыл министр сельского хозяйства страны.
В эти же дни в зимбабвийской столице Хараре состоялось первое заседание рабочей группы по развитию горнодобывающей промышленности и инвестиционному сотрудничеству, созданной в рамках межправительственной комиссии.
Между тем стартовые позиции России в Зимбабве нельзя было назвать благоприятными. В ходе гражданской войны в несуществующей ныне Родезии Советский Союз активно поддерживал «верного марксиста» Джошуа Нкомо, а Китай сделал ставку на «националиста» Роберта Мугабе. Победа последнего открыла ворота для китайской экспансии. Но бессменный лидер Зимбабве оказался человеком незлопамятным и прагматичным. И к тому же, весьма заинтересованным в поддержке. Реформы, которые Роберт Мугабе проводит с конца 1980-х годов, мало того, что осуществлялись весьма жесткими методами, мягко говоря, но и не увенчались особыми успехами. Положение усугубляют экономические санкции, которые в 2002 году ввели в отношении Зимбабве ЕС и США. Почему бы Мугабе в столь непростой ситуации помимо старого партнера в лице Китая не попробовать опереться на другую мировую державу, тем более – места хватит всем. Заинтересованность в выходе на зимбабвийский рынок уже выразили такие российские компании, как Объединенные машиностроительные заводы, КамАЗ, Интер РАО-Экспорт, «Силовые машины», «Технопромэкспорт», Уралвагонзавод, РЖД, Объединенная двигателестроительная корпорация.
По зимбабвийскому сценарию – политическая солидарность и экономическое сотрудничество – развиваются отношения между Россией и Суданом.
И здесь во главе государства стоит весьма неоднозначная фигура. Президента Омара аль-Башира Международный уголовный суд обвиняет в военных преступлениях и организации геноцида. Международный ордер на арест, впрочем, не помешал суданскому лидеру беспрепятственно участвовать в саммите Африканского союза в Йоханнесбурге, что продемонстрировало готовность стран региона противостоять западному давлению. Сегодня Москва выступает посредником в переговорах Омара аль-Башира с получившим независимость Южным Суданом, а Хартум выражает желание присоединиться к БРИКС.
Дипломатическое взаимодействие уже обернулось весомым экономическим «бонусом». В присутствии президента страны было торжественно объявлено об обнаружении богатейших запасов золота российской компанией Siberian for Mining и заключении с ней крупнейшей в истории Судана инвестиционной сделки. Россияне проинвестируют 240 миллионов евро в строительство на севере страны первого на африканском континенте завода по переработке золота, которое сможет производить около 50 тонн драгоценного металла в год. Общее количество разведанного золота составляет порядка 46 тысяч тонн, рыночная стоимость запасов оценивается в 298 миллиардов долларов. Как отметил министр минеральных ресурсов Судана Ахмад Мохаммад аль-Карури, в стране уже работает большое количество российских компаний, добывающих в Судане золото, железо и другие природные ископаемые.
Как отмечает эксперт американского Совета по международным отношениям Юджин Стейнберг, спустя два десятилетия после распада СССР Россия снова стремится стать значимым игроком на Черном континенте.
В условиях санкций Африка становится все более привлекательной для российских инвестиций, к тому же страны континента могут стать политическими сторонниками Москвы, полагает аналитик.
Так, с 2000 по 2012 год Россия в десять раз увеличила торговый оборот с Африкой. Масштабы российских экономических связей с этим регионом уже сейчас приближаются к советским – по крайней мере, в финансовом выражении.
Определенную роль в укреплении российских позиций играет и то обстоятельство, что Москва исторически поддерживала борьбу африканских стран за независимость и оказывала масштабную техническую и финансовую помощь, о чем она регулярно напоминает. В сентябре МИД РФ заявил, что Россия списала основной долг африканских государств в размере более $20 млрд.
Кроме того, Россия активно участвует в миротворческих операциях на континенте, а также является крупным поставщиком оружия.
Существуют и другие факторы, которые благоприятствуют возращению России на Черный континент. Сегодня здесь доминирует Китай, общий объем китайских инвестиций в Африку, согласно статистике ЮНКТАД, составляет 50 млрд долларов. По данным социологов исследовательского центра Pew Research, более 80% африканцев положительно оценивают китайскую экспансию. «Практически во всех странах континента рост симпатий к Китаю происходит за счет падения уровня поддержки США», – утверждают эксперты. Впрочем, далеко не все в Африке находятся в восторге от усиления позиций КНР. В частности, в Намибии, Либерии, Камеруне, Мозамбике недовольны массовой вырубкой лесов. В Замбии происходили бунты на медных шахтах, принадлежащих китайцам. Выражает недовольство и ЮАР, так как китайский дешевый текстиль подорвал позиции местной легкой промышленности. В 2006 году южноафриканский президент Табо Мбеки заявил, что Китай «может стать колониальной державой, а мы – лишь сырьевым придатком».
На фоне определенной усталости от китайской гегемонии и нарастающего недоверия к Пекину сотрудничество с Россией позволяет африканцам не класть все яйца в одну корзину.
Не настроены чинить препятствия экономическому возвращению РФ в Африку и многие западные страны, так как им до известной степени на руку появление в регионе нового игрока в противовес Поднебесной. Получивший солидную фору Китай также, по всей видимости, готов терпеть конкурента, и не рассматривает африканский камбэк России, как повод портить отношения со своим северным стратегическим союзником.
Игорь Максимов
Источник: stoletie.ru