Смена отечественной ориентации с Востока на Запад сопряжена не только с немалыми рисками для украинской экономики, но и грозит полным разрывом торговых связей с давними партнерами. Права, инициатором этого разрыва выступила сама Украина, недальновидно принеся в жертву политическим амбициям взаимовыгодное и надежное партнёрство со странами Таможенного Союза. Однако нынешняя власть, утвердившаяся после победы Революции достоинства в доме на Банковой, самонадеянно решила: ТС не ЕС, и присоединившись к Соглашению об Ассоциации с Евросоюзом, начала методично рвать отношения с бывшими партнёрами. Больше всех досталось России, которую режим Порошенко избрал на роль главного ответчика за все украинские беды.
В Киеве инициировали и применили на практике ряд антироссийских санкций. Под «раздачу» попал военно-промышленный сектор обеих стран, химическая и космическая промышленность и самолетостроение – сотрудничество в которых отныне, по мнению, администрации Порошенко, представляло потенциальную угрозу для Украины. Ведь самолеты, ракеты и даже вагоны и турбинные двигатели могли быть использованы «страной-агрессором» в противоукраинских целях.
Но даже после в России продолжали по-братски относиться к соседней стране, прощая до поры до времени эту превентивную жестокость. Чашу терпения переполнила инициатива украинских властей закрыть свое воздушное пространство для российских авиакомпаний. И тогда впервые северный сосед решил больше не демонстрировать добрососедские отношения, а ответить зеркальными мерами. Однако ответный ход россиян почему-то вызвал у Киева по-детски непосредственную реакцию в духе: «а нас за що?» Конечно, отчасти ее можно было бы объяснить многомиллиардными убытками, которые понесут отечественные перевозчики из-за ответных санкций. Но главная причина не в деньгах: ведь от превентивных мер по разрыву связей с РФ, прежде всего, пострадает украинская экономика, с чем на Банковой уже, похоже, смирились.
Нынешняя власть продолжает считать соседнее государство агрессором, которое должно ответить за весь причиненный Украине ущерб. И именно поэтому, считают в Киеве, российская сторона должна терпеливо сносить все недружественные гримасы Украины, а по возможности, еще и постараться загладить свою вину.
Но судя по всему, в России так не считают. И продолжают защищаться от выпадов администрации Порошенко зеркальными мерами. 18 ноября там объявили о введении продуктового эмбарго против Украины после присоединения той к Зоне свободной торговли с Европой. О чем вчера в эфире телеканала “Россия 24” официально сообщил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
“Поскольку Украина присоединилась к санкциям против Российской Федерации – экономическим, финансовым, мы приняли решение о введении… защитных мер в виде продовольственного эмбарго. Просто это решение имеет отсроченный характер. Оно тоже отсрочено до 1 января”, – сказал Улюкаев.
Этим решением российская сторона отказывает Украине в режиме наибольшего торгового благоприятствования, которым наша страна раньше пользовалась при торговле с РФ. Но эта превентивная жестокость по отношению к украинским партнерам обусловлена не чувством мести, а желание защитить свой внутренний рынок от потока дешевых европейских товаров, которые хлынули бы из Украины.
По прогнозам экспертов, этот наплыв европейской продукции на новые рынки сбыта случится сразу же после присоединения Украины к ЗСТ. Но в отличие от доморощенных правительственных евроинтеграторов, украинские аналитики последствиями этого шага видят не процветание, а убытки для отечественной экономики.
По словам бывшего министра экономики Украины Виктора Суслова, из-за подписания соглашения об Ассоциации с Евросоюзом госбюджет потеряет порядка 400 миллионов евро. Ведь после отмены ввозных пошлин на отечественный рынок хлынет более качественная продукция из ЕС, которой украинские товары вряд ли смогут составить конкуренцию.
«С 1-го января 2016 мы вынуждены принимать малоприятные для Украины решения. Украина должна будет отменить все ввозные пошлины на европейские товары. Украина должна будет пустить товары европейских производителей. Понятно, что они лучше и конкурентоспособнее, поэтому у нас возникнут дополнительные сложности с нашим производством», – заявил экс-министр экономики в эфире ток-шоу «Шустер. Live».
В Европе продукция нового партнера – и тем более не нужна. О чем уже дали понять будущие стратегические партнеры, заявив, что пока не готовы открыть свои рынки для украинских товаров из-за их несоответствия европейским санитарным нормам. Но и компенсировать грядущие убытки за счет торговли со странами Таможенного союза Украине теперь тоже не удастся. Вчерашнее заявление российских властей о готовящемся продэмбарго дало ясно понять Киеву: в торговле, как и в браке, возможен лишь один союз. Что же до Украины, то она уже потеряла из-за своей неоправданной жестокости одного партнера, а вот второго своей показной любовью так и не привлекла, оставшись в одиночестве.
Валериан Пидмогильный
Источник: politobzor.net