Наше предложение по украинскому долгу: сдача позиций или «ход конем»?
Одной из главных сенсаций только что закончившейся встречи «двадцатки» в Турции стало заявление президента Российской Федерации Владимира Путина о возможной реструктуризации украинского долга перед Россией на сумму 3 млрд долл.
Речь идет о долге, который возник в результате предоставления Российской Федерацией займа Украине в конце 2013 года. Общая сумма займа по соглашению определялась в 15 млрд долл., однако Россия успела перечислить лишь одни транш на сумму 3 млрд долл. Эти 3 миллиарда, согласно соглашению, должны быть погашены 20 декабря 2015 года. Из-за этих 3 миллиардов и разгорелся сыр-бор в последние месяцы. Подстрекаемый Вашингтоном Киев заявил, что не будет погашать указанный долг; он неоднократно предлагал Москве присоединиться к процессу реструктуризации долгов, в котором участвовали другие кредиторы. Но другие кредиторы были частными, а Россия относится к категории официальных кредиторов.
Официальный кредитор может лишь по своей доброй воле изменить в выгодную для должника сторону первоначальные условия кредита. Общим правилом является: официальные кредиты реструктуризации не подлежат.
Россия на вполне законных основаниях отказалась сесть за стол переговоров. Но неплатеж долга России означал бы общий дефолт Украины. Что повлекло бы помимо всего прочего остановку финансирования Украины Международным валютным фондом. Возникла тупиковая ситуация.
Эксперты предвидели, что на полях саммита «двадцатки» в Турции тема 3-миллиардного долга Украины перед Россией неизбежно будет обсуждаться. Прежде всего, между представителями России и Украины. Но также эксперты не исключали, что эта тема будет обсуждаться на неформальных встречах представителей России и Международного валютного фонда. Впрочем, честно говоря, никто особенно не верил, что в этом вопросе что-то может измениться. Киев будет грозить отказом погашения долга, а Россия будет настаивать на платеже. И обе стороны при этом будут грозить обращением в суд (английский, как предусмотрено соглашением о займе).
Но вот министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов на саммите в первый день заявил, что Россия готова обсудить вопрос об изменении условий займа, не уточнив параметров возможных изменений. Чем всех заинтриговал. Во второй день саммита президент РФ Владимир Путин приоткрыл завесу тайны по поводу украинского долга: Россия готова отсрочить погашение Украиной ее долга и уже предложила «лучшие условия» реструктуризации, чем те, о которых просил Международный валютный фонд (МВФ). По словам Путина, МВФ просил перенести срок погашения трехмиллиардного долга на 2016 год. «Мы сделали неожиданное предложение: мы не просто согласились с реструктуризацией, а предложили лучшие условия. Мы готовы пойти на более глубокую реструктуризацию. Готовы в этом году вообще не получить никаких денег, а в следующем получить миллиард [долларов], в 2017-м — еще миллиард, и в 2018-м — еще миллиард», — пояснил Путин.
Президент отметил, что российские власти надеются получить гарантии погашения долга от правительства США, либо от властей Евросоюза, либо от одного из «солидных финансовых институтов», и рассчитывает, что вопрос будет решен до начала декабря. «Если наши партнеры считают, что кредитоспособность Украины будет возрастать, и нас в этом убеждают, значит, они верят в это, а если верят, то пусть дадут гарантии. А если неспособны дать гарантии, то, значит, они не верят в будущее украинской экономики», — заявил журналистам Путин.
Эта информация на сегодняшний день общеизвестна. Хотелось бы кое-что добавить к сухим сообщениям информационных агентств.
Первое, что бросается в глаза, – невероятная активность Международного валютного фонда в решении судьбы одного из 187 государств-членов этой организации.
Скажем прямо: поведение нетипичное и не вполне корректное с точки зрения норм протокола этого международного финансового института. МВФ имеет право и даже обязан оценивать финансово-экономическое положения потенциального получателя кредита, оценивать эффективность использования предоставленных средств, отслеживать выполнение условий соглашения о кредите и т.п. Но ни в коем случае не выступать лоббистом того или иного государства. До недавнего времени МВФ пытался соблюдать некоторую «беспристрастность» по отношению к Украине. Но в этом году Фонду это делать стало трудно, поскольку США как главный акционер МВФ требует от исполнительного директора Фонда продолжать финансирование Украины «любой ценой». Вот мадам Кристин Лагард (исполнительный директор МВФ) и вынуждена выступать в роли ходатая Киева перед Москвой на саммите «двадцатки». Хотя, конечно, лично для нее гораздо важнее решение проблем, связанных с реформированием Фонда. Но здесь дядя Сэм всячески тормозит реформирование Фонда. Таким образом, мадам Лагард рвалась встретиться с президентом Путиным. Во-первых, по поручению своих «шефов» из Вашингтона. Во-вторых, для того, чтобы найти у Путина хотя бы моральную поддержку и защиту все от тех же «шефов» из Вашингтона. Этим и объясняется несколько странноватое поведение директора МВФ на саммите. Именно она и обратилась к Путину с просьбой отсрочить на год погашение трехмиллиардного долга. За это время МВФ (вернее стоящий за ним Вашингтон) надеется «прокачать» все 17,5 миллиардов долларов, выделенных Киеву в марте текущего года.
Что касается российской аудитории, то часть ее отреагировала на предложение Путина по украинскому долгу как «сдачу позиций».
На первый взгляд, действительно похоже на «сдачу». Но это как в шахматах: за сдачей пешки может последовать «ход конем» и объявление шаха и мата. Время покажет, являются ли «шахматные игроки» из России мастерами международного класса или начинающими учениками.
Удивляет, что Россия решила даже предложить более выгодные условия реструктуризации, чем те, которые предложил Фонд. Что это? – Бесшабашная щедрость или продуманный ход, заманивающий противника в шахматную западню? Хотелось бы верить, что второе. Москва делает все возможное, чтобы противник не мог отказаться от предложения.
А чем оно для нас привлекательно? – Все-таки, надо иметь в виду, что изначально планировавшееся обращение в английский суд привело бы к затягиванию решения проблемы. Может, на два года, может, на три. Быстро в судах ничего не делается. Особенно в таком политизированном случае, как украинский долг. Путин предлагает получить деньги примерно в такие же сроки, но при этом обойтись без судебных нервотрепок.
Также хочу обратить внимание, что предложение Путина предполагает получение гарантий от Запада (США, ЕС или какого-либо финансового института) на сумму украинского долга, т.е. на 3 млрд. долл. Примечательно, что Путин формулирует своей предложение не на какой-то конфиденциальной встрече. Он это делает в виде публичного предложения, используя самую авторитетную площадку – саммит «двадцатки». При этом отказ Запада в предоставлении гарантий будет для него (Запада) означать, что он не верит в кредитоспособность Украины. Это очень тонкая игра. Западу, конечно, не хочется выдавать «за просто так» гарантии своему «заклятому другу» в лице России. Но не давать будет еще хуже: перед всем миром придется признать, что Украина не кредитоспособна. Мне кажется, что заявление Путина по поводу украинского долга может войти в современные учебники по дипломатии.
Появились первые комментарии по поводу инициативы Путина и в украинской прессе. Так, Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики, утверждает, что Путин сменил точку зрения по двум причинам. “Мотивация первая: я думаю, Россия прекрасно понимала, что она не получит эти 3 миллиарда от Украины в ближайшее время. Судебные состязания после пропуска срока в декабре, скорее всего, затянулись бы на много лет с неясным результатом. Вторая мотивация: это ложится в канву Путинской стратегии “братских народов”.
Эксперт не исключает также, что на решении лидера РФ отразились договоренности “двадцатки” относительно ИГ.
“По итогам саммита G20 мы фактически наблюдаем формирование большой международной коалиции против Исламского государства. Позитивный отсек в этом вопросе Путин пытался экстраполировать и на украино-российские отношения. Этот тезис о реструктуризации украинских долгов и прозвучал как один из элементов торгов Путина на этих переговорах”, – отмечает политолог. К предложению Путина Руслан Бортник относится настороженно, называя его “геополитической ловушкой” для Барака Обамы. “Если он согласится гарантировать украинский долг, это будет значить не только признать его существование, но и оплатить его за счет средств своих же налогоплательщиков. Если не согласится, в России и Украине развернется истерика о том, что Запад “слил” Украину – тоже проигрышная ситуация”, – отметил украинский эксперт.
Еще одно соображение касается возможных последствий предлагаемой нами реструктуризации трехмиллиардного долга для Украины в целом. Только что завершилась реструктуризация частных долгов Украины после изнурительных переговоров Киева с западными кредиторами. Главным среди них был инвестиционный фонд «Франклин Темплтон», который является «финансовым стервятником». Рядом с ним были «стервятники» помельче. Надо знать психологию «финансовых стервятников»: они не приемлют реструктуризации, желая получить «все и сразу». Вашингтону потребовалось много сил для того, чтобы «утрамбовать» «стервятников» и заставить их пойти на снижение основной суммы долга на 20%.
И вот представьте себе: «Франклин Темплтон» узнает, что Россия как кредитор провела «реструктуризацию», но при этом без сокращения основной суммы долга ни на один цент! «Франклин Темплтон» этого не переживет! Я не исключаю, что реализация российского предложения по реструктуризации трехмиллиардного долга может взорвать ту реструктуризацию частного долга, которой Киев очень гордится.
Еще некоторые детали, касающиеся нашего предложения по украинскому долгу. Путин особо подчеркнул, что уже обсудил этот вопрос не только с главой МВФ Кристин Лагард, но также с президентом США Бараком Обамой, и министром финансов США Джейкобом Лью. «Это предложение воспринято с интересом. Договорились с партнерами, что в самое ближайшее время предметно пообсуждаем детали наших предложений», — пояснил Путин. Позднее заместить министра финансов Сергей Сторчак уточнил сроки, в которые МВФ и кредиторы Украины должны определиться с предложением России. По его словам, передает «Интерфакс», Владимир Путин «обозначил временную паузу до 8 декабря».
Трехмиллиардный долг Украины России – наша «козырная карта». Все возможные варианты развития событий вокруг этого долга являются для нас беспроигрышными.
Главное – не делать грубых ошибок. И не играть с Западом в «поддавки», как это случалось раньше.
Валентин Катасоно
Источник: stoletie.ru