Полуавтономная провинция Ирака Курдистан использует сложные схемы для продажи нефти в обход центрального правительства и продолжит заниматься этим независимо от мнения Багдада, потому что курдам нужны деньги для борьбы с “Исламским государством”.
Чтобы не быть замеченным властями Ирака, Курдистан отправляет нефть через Израиль, перегружает партии с корабля на корабль у берегов Мальты и использует корабли-приманки для отвлечения внимания, рассказал Рейтер министр природных ресурсов Курдистана Ашти Хаврами.
Курды говорят, что вынуждены продавать нефть в обход Ирака, потому что он не выполняет обязательства по отчислениям в региональный бюджет в 2014 и 2015 годах. В свою очередь, предыдущее и нынешнее правительства Ирака обвиняли курдов в нарушении договора по передаче нефти Багдаду.
Курдистану причитается 17 процентов бюджета Ирака, и регион заявляет, что нуждается в стабильном доходе для покрытия текущих затрат, в том числе на содержание многочисленных беженцев из Сирии и Ирака и финансирование своей армии, сражающейся с исламистами.
Курдистан экспортирует свыше 500.000 баррелей нефти в сутки и считает, что Багдад хотя бы отчасти смирился с прямыми поставками из региона в 10 стран.
“Фактически мы долгое время подвергаемся финансовой дискриминации. К началу 2014 года, когда мы не получили денег, мы решили, что пора подумать о собственной продаже нефти”, – сказал Хаврами.
Региональному правительству Курдистана (РПК) предстояло найти клиентов, готовых покупать объемы, равные большому танкеру каждые два дня. Многие компании боялись иметь дело с курдами, потому что Ирак угрожал за это судом.
“Масштабы были впечатляющими, и для нас это было нечто совершенно новое. Покупатели хотели, чтобы РПК само фрахтовало танкеры, а мы ничего не знали о перевозках и морском транспорте”, – сказал Хаврами.
Для поиска судов курды наняли опытного трейдера Муртазу Лакхани, который в 2000-е годы работал на Glencore в Ираке.
“Он точно знал, кто будет с нами работать, а кто нет. Он открыл нам двери и нашел перевозчиков, готовых с нами работать”, – сказал Хаврами.
Он и Лакхани отказались назвать перевозчиков, трейдеров и покупателей курдской нефти.
Ирак подал в суд на греческую судоходную компанию Marine Management Services за ее участие в экспорте курдской нефти. По словам источников на рынке, эту нефть покупали несколько фирм, включая Trafigura и Vitol, которые отказались от комментариев на эту тему.
Некоторые покупатели отправляли танкеры в израильский порт Ашкелон, где нефть перегружалась в хранилища для дальнейшей продажи в Европе. Иногда нефть перегружалась с одного танкера на другой у побережья Мальты, чтобы сохранить реальных покупателей в тайне. Порой использовались два танкера, один из них порожний, чтобы затруднить отслеживание.
“Все вдруг стали специалистами по отслеживанию судов, поэтому нам пришлось проявить изобретательность. Но одно стало ясно – если нефть добыта, ее уже не остановить”, – сказал Хаврами.
Курдистан планирует повысить экспорт до 1 миллиона баррелей в сутки и хочет также стать одним из крупных поставщиков газа, что сделает его участником мирового рынка энергоносителей.
ССОРА ИЗ-ЗА ДЕНЕГ
Финансовый спор между РПК и центральным правительством Ирака не утихает уже два года.
“Мы согласны на реальный бюджет, которого Багдад придерживался бы без всяких условий, но мы не хотим быть вписаны в теоретический бюджет, не стоящий бумаги, на которой он написан”, – сказал Хаврами.
По его словам, в 2014 году в государственный бюджет были заложены поставки нефти из Курдистана в объеме 400.000 баррелей в сутки, что в то время было технически невозможно. В январе 2014 года Курдистан получил из государственного бюджета $500 миллионов вместо причитающихся ему $1-1,2 миллиарда, в феврале отчисления были снова урезаны, а в марте полностью остановились, сказал Хаврами.
“Багдад требовал нефть, которой у нас не было. Наша делегация во главе с премьер-министром Нечерваном Барзани отправилась в Багдад, чтобы выяснить, что происходит. Но они не желали слушать наши аргументы и настаивали на сокращении бюджета”, – рассказал Хаврами.
“Поэтому нам пришлось собраться с силами и ускорить строительство трубопроводов. К маю 2014 года основная инфраструктура была построена, и мы были готовы к самостоятельным продажам”.
К этому моменту денег в регионе почти не осталось, правительство задерживало зарплату госслужащим, в том числе военным, и задолжало миллионы долларов компаниям Genel и DNO, разрабатывающим курдские нефтяные месторождения.
Постепенно покупатели и трейдеры стали использовать собственные суда для перевозки курдской нефти, но Багдад пригрозил за это судом, и одна партия на несколько месяцев застряла в США, после чего вернулась в Европу, где была продана. С тех пор курдская нефть не пересекала Атлантику.
“Оглядываясь назад, 2014 год был для нас очень успешным, потому что проблемы были только с двумя танкерами – в США и Морокко. К концу года нам удалось сократить задолженность по зарплате до одного месяца”, – сказал Хаврами.
Продажа нефти в 2014 году позволила Курдистану одолжить у Турции и трейдинговых компаний около $3 миллиардов.
НОВАЯ НАДЕЖДА
В конце прошлого года у курдов появилась надежда на улучшение отношений с Багдадом, где власть перешла к новому правительству. В декабре стороны договорились, что в 2015 году Курдистан будет отправлять в Ирак в среднем 550.000 баррелей нефти в сутки и получать 17 процентов государственного бюджета, или свыше $1,1 миллиарда в месяц.
Но с самого начала все пошло не так: в январе Багдад заявил, что курды не выполняют условия соглашения, и перечислил $200 миллионов. С января по июнь курды получили $2 миллиарда, то есть менее 40 процентов причитающихся им денег.
“В феврале 2015 года мы снова поехали в Багдад и обнаружили, что бюджет пошел насмарку, и они просто работают с теми деньгами, которые есть у них на руках… Они говорят: “Вот все, что у нас есть, потому что цены на нефть упали, и мы не можем заполнить дефицит бюджета”. К марту мы пришли к выводу, что у нас нет другого выбора как возобновить самостоятельную продажу нефти”, – рассказал Хаврами.
По его словам, в ноябре нефть у курдов покупали порядка 10 стран, которые он не назвал. Источники в торговых кругах сообщили Рейтер о поставках курдской нефти в Израиль и Венгрию, а также в балтийские порты Гданьск и Бутинге.
С июля Курдистан получает от продажи нефти $800-850 миллионов в месяц, что позволяет ему платить зарплаты и оплачивать работу иностранных нефтяных компаний.
Багдад по-прежнему обвиняет Курдистан в нарушении договоренностей и угрожает судом покупателям курдской нефти, но, похоже, смирился с тем, что РПК самостоятельно продает нефть с месторождения Киркук через турецкие порты.
“Спросите любого курда, и он скажет вам, что его самая большая мечта – это независимость. Но на уровне правительства главная цель нашей политики – это экономическая независимость. Мы стремимся сами решать наши проблемы, и у нас достаточно средств для этого”, – сказал Хаврами.
Дмитрий Жданников
Источник: warandpeace.ru