За две недели правительство Армении набрало долгов на $597.8 млн.
За прошедшие две недели правительство Армении одобрило несколько кредитивных соглашений и повысило долговую нагрузку страны порядка на $600 млн, увеличив размеры только внешнего долга до $4,6 млрд. Это около 46% ВВП страны, хотя еще в июле руководство обещало, что внешний долг не превысит $4,2 млрд.
С учетом внутреннего долга, который составляет $707 млн, общее долговое бремя Армении в настоящее время составляет $5,3 млрд, тем самым превысив психологический барьер 50% ВВП.
Хотя страна еще в 10 процентных пунктах от рискованной зоны управления (что для правительства 60% от ВВП) государственным долгом, эксперты считают опасным повышение долговой нагрузки страны в условиях отсутствия реального экономического роста и спада инвестиций.
В такой ситуации скатывание страны в долговую яму чревато последствиями для простых граждан – по меньшей мере в обозримой перспективе могут не вырасти зарплаты и пенсии, поскольку год за годом необходимо выделять больше средств из госказны на обслуживание госдолга.
Бери, пока дают
После глобального финансово-экономического кризиса 2008 года Армения в силу резкого сокращения трансферов и инвестиций в сферу строительства (которая тогда составляла 26% ВВП) начала активно набирать долги. Долговая нагрузка страны, как и расходы на ее обслуживание, возросли вдвое, однако реального роста экономики не произошло.
ВВП страны в долларовом выражении за последние пять лет почти не вырос – застыл на уровне $10 млрд. В 2014 году только на обслуживание внешнего долга было выделено $230 млн, что составляет около 8% госбюджета.
В прошлом году для привлечения новых средств правительство выпустило евробонды (долговые обязательства) на общую сумму примерно $700 млн. Львиная доля средств пошла не на осуществление долгосрочных программ экономического развития, а на досрочное погашение российского стабилизационного кредита.
Между тем дефицит средств в Армении для решения текущих задач в условиях инвестиционного голода и резкого сокращения частных трансфертов из-за кризиса в российской экономике (именно Россия является основным трансфертным донором Армении) продолжает остро ощущаться.
Кабмин в вопросе привлечения долговых обязательств, похоже, начал руководствоваться принципом «бери, пока дают». На последнем заседании правительство одобрило два кредитных соглашения, по которым республика получит очередные кредиты общим объемом в $128,5 млн.
Из них 40 млн будет предоставлено из антикризисного фонда Евразийского экономического союза, а второй кредит в размере $88,5 млн даст Азиатский банк развития.
В целом средства пойдут на решение текущих социально-экономических проблем, а не на финансирование крупных и долгосрочных проектов развития. 40-миллионный кредит будет направлен на модернизацию оросительных систем, 88,5 млн – на повышение сейсмической безопасности школ.
Кроме указанных кредитов, на прошлой неделе правительство одобрило еще одно соглашение с Евразийским банком развития на $300 млн, неделей ранее было принято решение привлечь кредитные средства Азиатского банка развития в размере $153 млн.
Международный валютный фонд распространил информацию о том, что Армения получит от него кредит в $16,3 млн. Получается, что за две недели правительство набрало долгов на $597,8 млн.
Раздувание долгового «пузыря»
За последний полмесяца кабмин сделал уверенные шаги по раздуванию долгового портфеля страны примерно на 15%. По данным Национальной статистической службы, еще 30 сентября текущего года внешний долг Армении составлял $4,07 млрд. С учетом последних кредитных обязательств эта цифра составит уже $4,6 млрд.
Долговые обязательства не ограничиваются лишь внешним долгом. Поимо этого есть также внутренний долг, который на 30 сентября составлял $707 млн. Таким образом, общий долг республики составляет около $5,3 млрд.
– Можно с «гордостью» констатировать, что госдолг Армении впервые в истории страны перевалил за $5 млрд. А это более 50% ВВП страны. Правительство еще в июле 2015 года заявляло, что в конце года госдолг не превысит $4,2 млрд. На данный момент, однако он составил уже $5,3 млрд, превышая прогнозы правительства на более $1 млрд, – экономический обозреватель газеты «Айкакан жаманак» («Армянское время») Айк Геворгян.
Даже примитивный подсчет показывает, в каком нелегком положении оказалась страна в вопросе набирания долгов. Если разделить общую сумму внешнего долга на фактическое количество жителей страны, получится, что каждый проживающий в Армении человек должен внешним кредиторам около $1,6 тысячи, не считая процентов. И это – в стране с ВВП на душу населения $3,5 тыс.
Несмотря на это, в привлечении новых кредитов правительство не видит угрозы раздувания долгового «пузыря», который в один момент может лопнуть.
Внешний долг страны, отмечают в правительстве, станет очень рискованным с точки зрения управления, если превысит 60% ВВП.
«В настоящее время внешний долг управляем, есть четкие расчеты у министерства финансов. К тому же кредиты берутся по льготным условиям и для стимулирования экономического роста», – заверил недавно министр экономики Армении Карен Чшмаритян.
Тратятся ли средства эффективно?
Эксперты согласны с мнением министра экономики Армении о важности эффективного расходования средств.
«Не столь важен объем госдолга, столько то, насколько эффективно тратятся эти средства. Если их эффективность высока, и эти деньги способствуют экономическому росту, то объем кредитов не столь важен. Экономический рост приводит к увеличению бюджета, и потом правительство легко может погасить эти кредиты», – отмечает Айк Геворян, добавляя, что в Армении стремительный рост госдолга сопровождается подчеркнутой пробуксовкой роста ВВП.
«Статистика показывает, что ВВП не растет. То есть, привлечение громадных кредитов не приводит к экономическому росту, нет и роста инвестиций. Более того, в последние годы доходы в бюджет существенно снижаются», – отмечает эксперт.
Новые кредиты, сказал корреспонденту КАВПОЛИТа экономический комментатор Бабкен Тунян, в целом тратятся на решение текущих задач.
«Например, привлеченный из Евразийского банка развития кредит на сумму $300 млн будет потрачен на реализацию текущих проектов, а не на инновации или создания новых драйверов экономического развития. Даже если будут инициированы новые проекты, практика показывает, что их эффективность оставляет желать лучшего. Поэтому серьезного влияния на экономику в положительно смысле эти кредиты не оставят», – подчеркнул он.
Негативные последствия, отмечает наш собеседник, уже сегодня дают о себе знать.
– Ведь привлечение кредитов и долгов в отсутствии реального роста ВВП, в конце концов, скажется на простых гражданах. Так сказать, будет за их счет. Иными словами, не вырастут зарплаты и пенсии. Есть также опасность, что если государство окажется не в состоянии обслуживать долговые обязательства, мы можем столкнуться со сценарием отчуждения какого-то стратегического объекта в пользу кредитора. Прецедент уже есть – сделка «имущество в обмен на долг» 2002 года, когда Россия получила 100% акций пяти армянских предприятий, – заключил наш собеседник.
Аршалуйс Мгдесян
Источник: kavpolit.com