О российской пропаганде и вызванных ею угрозах в последнее время не слышало разве что совсем сомневающаяся в новостях малая часть жителей Литвы.
О пропаганде постоянно говорят политики и политологи, обозреватели и даже представители мира искусства, которые обычно далеки от политики. Выявляются угрозы, рисуются схемы, до посинения спорят о настоящих и мнимых проявлениях пропаганды. Но во всех них не хватает одного — ответа, как с пропагандой бороться. Целый месяц мне довелось провести в Америке на организованной Государственным департаментом США и фондом «World Learning» стажировке, где опытные профессионалы из мира прессы, политики и социальных медиа с коллегами из Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Кавказа и Центральной Азии делились опытом в области социальных сетей. Российская пропаганда стала одной из самых обсуждаемых тем.
С пропагандой невозможно бороться с помощью пропаганды — таково мнение всех американских журналистов и экспертов по коммуникации, говоривших о российской пропаганде. Американские специалисты также очень верно указывают и другой аспект: Россия инициирует/поощряет информационную войну, но воюет против информации, выдавая дезинформацию за информацию.
Поэтому беспокойство американцев вызывает агрессивная и истеричная кремлевская кампания по дезинформации против жителей собственной страны. Как заметил один опытный, многие годы работавший в России журналист, для русских (россиян) важны две вещи — телевизор и холодильник, поэтому важно, чтобы они увидели, что картинки в холодильнике отличались от картинки в телевизоре. Это и является существенным условием изменений в России.
Ответственные лица США и политики серьезно оценивают и активизировавшиеся действия Москвы против Запада и соседей России на информационном поле. Такие российские инициативы, как телевизионный канал «Russia Today» или новый проект Кремля «Спутник», не имеют сильного влияния на жителей Запада — рупоры Москвы просто тонут в информационном потоке, который составляют уважающие свою репутацию и зрителей средства массовой информации.
Однако ситуация в Литве, на Украине, в Латвии или Эстонии полностью отличается от того, что происходит в Западной Европе. Многочисленная аудитория потребителей российского информационного и развлекательного контента, слабое развитие информационной грамотности (meadia literacy) и недостаток критического мышления — лучшие союзники российской пропаганды в Литве.
Россия чувствует себя в безопасности тогда, когда её соседи не чувствуют себя в безопасности. Поэтому неудивительно, что основные усилия дезинформационной войны Москвы направлены на создание постоянного чувства небезопасности. «НАТО не защитит Литву в случае войны», «Америка далеко, поэтому её не волнует, что будет с Литвой», «Европейский Союз заставляет Литву принимать беженцев, которые уничтожат Литву», «Если будет война, не следует обороняться — ведь у нас только два самолёта, поэтому Россия захватит нас за час» — такие и ещё несколько десятков тиражируемых изо дня в день клише поселяются в головах некоторых литовцев и создают чувство небезопасности.
Пропагандистские странички в «Facebook» (они почему-то обычно бывают юмористическими), сотни невидимых комментаторов и интернет-троллей на новостных порталах, проплаченные рублями обозреватели — все как сговорившись распространяют одни и те же утверждения. Самое важное — посеять сомнение. И им совсем не плохо везёт в исполнении их миссии.
Правительство Литвы и ответственные государственные лица прилагают усилия для борьбы с пропагандой с Востока: за разжигание ненависти останавливается ретрансляция пропагандистских каналов, укрепляется политика по информированию и интеграции в литовское общество национальных сообществ. Но этого мало.
Без активного вовлечения граждан в борьба с российской дезинформацией не будет эффективной. Для этого даже не требуется огромных ресурсов и моря времени, достаточно быть сознательными гражданами и активно реагировать на случаи искажения информации.
Вот пять простых решений, которые может совершить любой из нас:
Вместо резюме: «Россия не может выиграть развязанную ею информационную войну, поскольку она подсовывает людям пропаганду, а СМИ Западного мира — предоставляют информацию. Ещё никогда пропаганда не обыгрывала информацию, поэтому Россия обречена на поражение», — известный журналист США, пожелавший сохранить инкогнито.
Комментарий центра «Табула»: подобные нападки не только дезавуируют позицию Запада, но и позволяют, оттолкнувшись от противного, выбрать лучшие методы информационного противоборства. Первым и главным принципом должно стать распространение альтернативной позиции без искажения действительности: пусть они захлебнутся в собственной лжи. Больше эксклюзивных новостей, больше репортажей с мест событий. Ценность содержания должна перевешивать все «недостатки» источника. В дискуссиях — больше цитат из законов, местных политиков. Ну и, разумеется, два столпа: русский язык и народное творчество. Всемерная поддержка русского языка обеспечивает распространение новостей из России, трансляцию нашей позиции. И, при поддержке и предоставлении соответствующих площадок, пусть и в соцсетях, никто не ответит властям лучше местных жителей.
Материал подготовлен экспертом исследовательского центра «Табула» Натальей Романовой.
Tabu1a
Источник: tabula.su