Российские авиакомпании получили из Росавиации список стран, при полетах в которые рекомендовано соблюдать особые меры безопасности. В него включены и все пять государств Средней Азии, которые вряд ли так уж опасны с точки зрения террористической угрозы.
На самом деле, по крайней мере на сегодняшний день, все государства этого региона, с точки зрения угрозы терроризма, гораздо менее опасны, чем, например, сама Россия. Так, в докладе Института экономики и мира “Глобальный индекс терроризма 2015” все среднеазитаские государства вошли в список стран с низким “влиянием терроризма”. В составленном рейтинге Казахстан занимает 83 место, Таджикистан – 84-е, Киргизия – 86-е, Узбекистан и Туркмения – делят 124-е. Чем дальше от первого места, тем “влияние терроризма” меньше. Опасность терроризма в России значительно выше, она в рейтинге на 23 месте, а Украина и вовсе на 12-м.
Добавлю также, как человек неоднократно бывавший в Средней Азии, что и преступность в регионе значительно ниже, чем в самой России. Правда, в Узбекистане определенную “опасность” для российских туристов представляют местные милиционеры, которые безошибочно вычисляют приезжих и начинают под разными надуманными предлогами вымогать у них взятку.
Что особенно обидно, милиционеры вымогают деньги только у приезжих из СНГ, а вот западных туристов (хотя они и существенно богаче) трогать бояться. Думается, что если бы российские власти поручили посольствам за рубежом реально защищать своих соотечественников, то эти случаи вымогательства прекратились бы.
Определенные неприятности наших туристов могут ожидать и в Киргизии. “Непрекращающиеся” революции в этом государстве привели к формированию прослойки молодых, вечно полупьяных маргиналов, которые не прочь ограбить, да и просто обидеть приезжего. Однако, в отличие от российских грабителей, этих людей нельзя назвать “профессионалами”: нападая, они, как правило, и сами боятся, так что при некоторой решительности и подготовке от них вполне можно отбиться.
C точки зрения потенциальной опасности, исходящей от религиозных экстремистов, более уязвимы те страны, где население достаточно религиозно. Кочевники в недавнем прошлом – киргизы, казахи и туркмены, как правило, соблюдают мусульманские обряды лишь на бытовом уровне. В Узбекистане и Таджикистане религиозность населения значительно выше, и здесь, по-крайней мере в 90-х прошлого столетия, была достаточна высока активность исламских радикальных организаций. Но сегодня, как ни цинично это звучит, “антидемократичность” узбекского режима, например, привела к тому, что все мусульманские “экстремисты” здесь если и могут излагать свои взгляды, то лишь в тюремных камерах. На воле же спецслужбы и милиция осуществляют тотальный контроль населения.
На первый взгляд, несколько более опасная ситуация в Таджикистане. Это страна пережила долгую и кровопролитную гражданскую войну, причем одна из противоборствующих сторон выступала под зеленым знаменем. А в 1998 году в горном районе республики, где действовали боевики-исламисты, даже были убиты иностранцы, работавшие в миссии ООН. Однако, на самом деле, убийство иностранцев было осуществлено не по политическим мотивам: кто-то пустил по кишлакам слух, что ооновцы ездят с набитым долларами чемоданом.
Более того, даже во время гражданской войны иностранцев таджики не трогали, “предпочитая” убивать друг друга. Причем это касалось не только “неприкасаемых” журналистов (противоборствующие стороны даже соревновались, кто сможет принять репортеров с большим гостеприимством), но и туристов-экстремалов. Лично знаю нескольких жителей европейских стран, путешествовавших на велосипедах (!) без всяких проблем по Таджикистану во время боевых действий.
Можно спорить о том, был ли недавний мятеж в Таджикистане “исламистским” или нет, однако его быстрое и эффективное подавление показывает, кто здесь сегодня “правит бал”. В общем, Эмомали Рахмон ситуацию в республике контролирует.
Даже в горных юго-восточных районах страны (традиционной вотчине исламской оппозиции) ситуация просто на порядок стабильней чем, скажем, в северокавказских республиках России. Конечно, в случае массового прорыва боевиков из Афганистана, обстановка здесь может и дестабилизироваться, но, по крайней мере пока, вероятность такого развития событий очень невелика.
Определенную опасность для российских туристов может представлять киргизская часть Ферганской долины, где несколько лет назад происходили кровопролитные бои между местными узбеками и киргизами. Узбеки здесь составляют около половины населения, и многие из них сочувствуют исламским радикальным организациям. Более того, спасаясь от “каримовского террора”, сюда перебралось немало экстремистов из Узбекистана. Либеральная политика Бишкека привела к тому, что исламские радикальные организации чувствовали себя здесь гораздо вольготней, чем в соседних республиках. Можно спорить о том, была ли оправдана такая мягкость киргизских властей, однако годы смуты и междусобиц в республике еще более усилили потенциальную опасность исламских радикалов в этом регионе. Напомним, что знаменитый “плачущий террорист”, ворвавшийся на танке в расположение сирийской армии, был родом как раз из узбекского кишлака на юге Киргизии.
Но киргизская часть Ферганской долины – это все же лишь небольшая часть Средней Азии, и без посещения именно этого региона вполне можно обойтись. Ну, а что касается предупреждения авиакомпаниям – в таком деле бдительность лишней не бывает. На “молоке” уже обожглись.
Игорь Ротарь
Источник: rosbalt.ru