Черный ход в парламент

Черный ход в парламент

Последнее время стало модно иронизировать над депутатским корпусом. Не исключено, что эта мода может медленно стать хорошим тоном. К сожалению.

Усилиями журналистов в общественном сознании этот созыв депутатов Госдумы превратился из избранников в народных изгоев. Парламентариев обвиняют во всех смертных грехах: в том, что они выступают с безумными инициативами, спят на заседаниях. Они не виноваты разве что в землетрясениях в Индийском океане и ураганах в Мексике и США. Это такой тренд. За один созыв власти удалось перевести стрелки, а заодно и весь народный гнев, на депутатский корпус. И сделано это было виртуозно. Еще вчера депутат был доктором Джекилом, а сегодня он уже мистер Хайд. И превращение это произошло стремительно и незаметно, прямо как у Стивенсона.

Но если каждое утро встает солнце, значит, это кому-нибудь нужно.

На самом деле депутаты – это хорошо информированные люди, держащие нос по ветру и руку на пульсе, среди них нет идиотов или фриков, это просто сценический образ, роль, маска. Только вот мотивы играть те или иные роли у них разные – кто-то старается угодить власти, отвлекая своими инициативами внимание общественности от кризиса и девальвации рубля, кто-то заранее пиарится, чтобы потом сэкономить на избирательной кампании. Но все они выполняют очень важную функцию – делают зрелище. И чем меньше в стране хлеба, тем больше будет востребованы подобные развлечения.

Чтобы не быть голословным, приведу вам, дорогие читатели, простой пример, а точнее, задам вопрос: «Что предлагает Жириновский?», «За что выступает Милонов?» Не знаете? И никто не знает, а точнее, не помнит. Но все знают Жириновского, Милонова и многих других потому что каждый из этих политиков не вылезает из телевизора и по нескольку раз в месяц взрывает информпространство, то запрещая букву «ы», то попадая в объективы камер в гостинице при странных обстоятельствах, то разгоняя золотую молодежь в гей-клубах… Так устроена человеческая память, так устроены люди. За Жириновского голосуют как за шоумена, за Милонова – как за борца с «голубой» молодежью. И все это на избирательных участках происходит по приколу.

Еще год назад вся страна целую неделю обсуждала инициативу Олега Михеева запретить шпильки и кеды, так как они вредны для здоровья, и пыталась понять, есть ли жизнь на Земле без каблуков и балеток. На самом деле никто ничего запрещать не собирался, это была обычная медийная провокация, имевшая эффект разорвавшейся информационной бомбы. Михеев получил эфиры на всех ведущих телеканалах, оживленную дискуссию в Интернете, народ повозмущался, ничего никто не запретил, все довольны. Зрелищно? Да. Эффективно? Очень. Дорого? Нет, копейки по сравнению с рекламной стоимостью эфирного времени.

Если присмотреться, то несколько раз в неделю те или иные парламентарии, сенаторы, члены Общественной палаты взрывают информационное пространство эпатажными инициативами на грани добра и зла – периодически предлагая перекрасить Кремль в белый цвет, вернуть имперский флаг или запретить мат в Интернете. Журналисты жадно об этом пишут, федеральные каналы освещают в выпусках новостей. Всевозможные ток-шоу, которые с придыханием смотрит вся страна, нагнетают атмосферу, обсуждают последствия тех или иных инициатив, привлекая ведущих экспертов, которые выступают с невозмутимыми, практически каменными лицами, как заядлые картежники. И все это на полном серьезе. Но на выходе ничего не происходит. Знаете почему? Потому, что это буря в стакане воды, зрелище ради зрелища. Потому, что и население, и власть одинаково сильно нуждаются в соответствующей повестке дня. И потому, что в поведении всех сторон очень мало искренности.

Посудите сами, правоохранители ведут антикоррупционную кампанию, охотясь на депутатов, отлично понимая, что искать надо в других местах, журналисты высмеивают народных избранников на страницах газет, в душе испытывая к ним благодарность за то, что они создают информационные поводы и журналистам есть о чем писать. Ну а сами парламентарии цинично используют журналистов, наращивая за их счет свою медийность, известность и электоральный потенциал. И все довольны, ведь всем надо делать свою работу, а избиратели жаждут зрелищ.

Сегодня медиапространство становится единственным проводником в Государственную думу, единственным путем, который надо пройти, чтобы не падать на колени перед партийными боссами или обитателями влиятельных госучреждений.

Сегодняшнее медиапространство очень похоже на трамвай, в котором уже заняты все места, причем как сидячие, так и стоячие. Заняты, в основном, министрами, губернаторами, депутатами, эстрадными звездами и т.д. Этот трамвай идет по кругу и имеет особенность наполняться в большей или меньшей степени, но никогда не бывает абсолютно свободным. Многие пассажиры обычно выходят на остановках «Новый год» и «Летние каникулы», но при этом все сидячие места остаются занятыми. Именно в этот момент у новичков есть шанс запрыгнуть на подножку и даже протиснуться в салон, но чтобы там остаться, необходим навык.

И навык этот в самое ближайшее время начнут отрабатывать на нас с вами 78 политических партий, зарегистрированных Министерством юстиции, и больше тысячи кандидатов в депутаты Государственной думы, которые еще не заявили о себе.

Вот представьте себе, что у вас есть мечта: ее можно либо купить, либо украсть, либо реализовать, найдя нестандартный подход, приложив немало умственных усилий. Первый вариант обычно очень затратен и скучен, второй опасен, а третий совсем недорог. Он не гарантирует конечного результата, зато обещает интригу, кураж и даже адреналин. В этом случае вы гарантированно получите удовольствие от процесса, а может быть, и удовлетворение от результата. Так что вы выберете? Правильно, и большинство сделает то же самое.

Но это метафора. Теперь давайте представим себе, вам очень хочется стать депутатом Государственной думы, причем законно, без покупки голосов. Как это сделать? Податься в политическую партию, желательно парламентскую, приняв в дальнейшем активное участие в партийном строительстве и вложившись (в том числе и деньгами) в избирательную кампанию взамен на некие преференции. Либо попытать счастья в одиночку, благо в этот раз можно избираться по одномандатным округам. Цена счастья, а точнее, избрания – поддержка примерно ста тысяч избирателей. Как ее получить, если вы простой парень, не известный широкой общественности и не имеющий финансовых и административных ресурсов? Правильно, стать звездой. И времени для этого осталось немного, меньше года.

Россия уже сегодня постепенно входит в зону медиатурбулентности, информационные взрывы происходят все чаще, и на них подрывается все больше потенциальных избирателей. Но настоящая политическая активность начнется в 2016 году, Федеральная целевая программа «Больше ада!» засверкает новыми гранями и затихнет в октябре, после выборов. Не удивлюсь, если в рамках данной программы кто-то предложит запретить носить оранжевый цвет как символ Майдана, поставит мировой рекорд по езде на велосипеде без сиденья или оденется в костюм Бэтмена и перекроет Кутузовский проспект, требуя отменить платные парковки. А еще мы неминуемо станем свидетелями всевозможных разоблачений.

Так что, уважаемые читатели, устраивайтесь поудобнее. Шоу начинается!

Евгений Туник

Источник: mk.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий