Итог «турпохода» ОНФ: строительство российских курортов провалено
Эксперты ОНФ выяснили, что из четырех зон отдыха, на строительство которых выделялось более 50 миллиардов бюджетных рублей, более-менее удовлетворительно действует лишь одна. Этот результат особенно производит впечатление на фоне предложений отдельных парламентариев запретить полеты на зарубежные курорты, традиционно популярные среди россиян среднего достатка.
«Освоение 51 миллиарда рублей на развитие туристических зон РФ можно считать проваленным», — сообщает баннер в социальных сетях Общероссийского народного фронта (ОНФ). Эксперты организации представили результаты своего исследования по строительству четырех туристско-рекреационных особых экономических зон, курируемых Министерством экономического развития РФ, — в Республике Алтай, Алтайском крае, Бурятии и Иркутской области. Главный виновник, по мнению Фронта, — Минэк. Но только ли он один?
Меньше всего претензий к зоне «Бирюзовая Катунь», Алтайский край. «Там уже есть функционирующие объекты инфраструктуры — искусственное озеро, гостиничные комплексы, горнолыжный участок, — объяснил активист ОНФ Сергей Колясников. — Тринадцать действующих на территории резидентов создали 45 рабочих мест, уплатили 11 миллионов рублей налогов». Но если посмотреть на цифры, мы увидим, что из более 8 миллиардов запланированных бюджетных вложений в инфраструктуру, освоено только 1,7 миллиарда рублей. Последние новости проекта на сайте ОЭЗ датируются 2011 годом. Стало быть, с тех самых пор — как отмечают дотошные жители края, «речь идет не более чем об обычных ларьках, в лучшем случае — о мини-кафе с разовой посудой».
С другой стороны, есть, с чем сравнить. К примеру, для Иркутской области инвестирование даже пятой части запланированных сумм — результат недостижимый. По подсчетам экспертов Фронта, из 11,8 миллиарда государственных рублей, расписанных на строительство курортной зоны «Ворота Байкала», было освоено лишь около одного процента, а именно 119 миллионов. Примерно в такую сумму могут обойтись предварительные работы по проекту. Какие? «Либо создание концепции зоны, либо предпроектные изыскания, связанные с гидрологией, геологией, возможностью реконструкции имеющихся электрических сетей и тому подобными вещами, — предполагает иркутский политолог Сергей Беспалов. — Больше никакие деньги из центра не приходили и, соответственно, никаким образом не осваивались: проект был заброшен федералами».
Почему? По мнению Беспалова, результаты изысканий могли показаться удручающими: «Чисто климатически и инфраструктурно место, выбранное для создания курорта, — очень плохое. Постоянные ветра, необходимость тащить более 100 километров ЛЭП, отсутствие канализации и водоснабжения — не располагает». Столь хлопотному и затратному делу не способствовала и административная нестабильность. Ведь с 2007 года — а именно тогда приняли постановление по туристическим ОЭЗ — в Иркутской области сменилось пять губернаторов.
Заполнение искусственного озера водой из реки Катунь на территории особой экономической зоны «Алтайская Долина». Алтайский край Фото: Александр Рюмин / ТАСС
В Бурятии, где в ходе строительства «Байкальской гавани» освоено четыре с половиной миллиарда из планируемых двадцати двух, инфраструктура имеется лишь на двух участках особой зоны — хотя должны функционировать пять. «Особая экономическая зона так и не вышла на планируемый этап развития», — вынесли вердикт эксперты. Отметим, что глава Бурятии Вячеслав Наговицын, чьи подчиненные систематически оказываются на ковре в Москве по поводу катастрофических лесных пожаров нынешнего лета, предпринял некоторые меры для того, чтобы уйти хотя бы из-под удара президентских общественников. В конце октября Наговицын предложил активистам Фронта принять участие в предварительной экспертизе республиканских госзакупок. «Профанацией» назвал это предложение Антон Гетта — руководитель проекта ОНФ «За честные закупки», который и проводил нынешнюю экспертизу туристических строек.
Масштаб освоения бюджетных денег в Республике Алтай, где восемь лет возводится «Алтайская долина», она же «Долина Алтая» — уже знакомый, около четверти от общих финансовых планов на 8,8 миллиарда рублей. Однако здесь возникли вопросы и к расходованию этих денег. Прежде всего — к искусственному озеру, стоимость которого в разных источниках разнится: ОНФ называет миллиард рублей, местные знатоки — до трех миллиардов. Озеро пытались заполнить трижды, но из-за того, что высокопрочные полимеры были заменены более дешевыми, вода не задерживалась ни разу.
Проект от региона курировал первый вице-губернатор Сергей Теванян. В 2013 году после очередной безуспешной попытки, обозвав водоем площадью в 58 гектаров «теваняновским прудом», местная пресса активно отправляла этого чиновника в отставку. Так и вышло: Теванян вскоре покинул свой пост и, по некоторым сведениям, занимается бизнесом в столице. Побывавший в августе нынешнего года на строительстве алтайский журналист Александр Тырышкин свидетельствует: искусственное озеро сухо. Видимо, вопрос с заполнением откладывается еще как минимум на сезон.
В свете последних событий совсем по-иному читается интервью Леонида Меламеда, в то время — главы «Роснано», также принявшего участие в строительстве совместной инфраструктуры курортов Алтая — «Алтайская долина» плюс «Бирюзовая Катунь» и горнолыжный комплекс «Манжерок». В 2008 году, отвечая на вопросы корреспондента региональной газеты P.S., Меламед, в частности, отметил: «Создание особых экономических зон — это в первую очередь политический проект, направленный на то, чтобы граждане России ехали отдыхать не за рубеж, а на российские курорты. Наши курорты ничуть не хуже зарубежных. Но на сегодня есть большая проблема, и она касается того, что после развала Союза у нас курорты пришли в упадок. Нет нормального сервиса, нет нормально налаженной инфраструктуры. А у нас, инвесторов, у создателей нового, пока по работе в инфраструктуре экономика не вырисовывается в принципе».
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская Гавань» Изображение: baikal-harbour.ru
Прошло семь лет. Леонид Меламед под следствием — впрочем, по совершенно иному делу: консалтинговые услуги, предполагаемый ущерб — 226 миллионов рублей. А инфраструктурой, сервисом и экономикой курортов Алтая и Байкала занимаются контролеры, пока что — общественные. Хотя именно в Республике Алтай есть основания полагать, что нынешние разоблачения — лишь начало большой игры. Местные активисты ОНФ утверждают, что стройка «Алтайской долины» в 2011 году послужила финансированию региональной предвыборной кампании одной из парламентских партий. Подробности, вполне возможно, прояснятся с приближением выборов в Госдуму.
Эти и другие результаты «турпохода» ОНФ представят в докладе Владимиру Путину. Что же касается уже имеющихся итогов, то они предельно ясны: неосвоенные миллиарды — подешевевшие за восемь лет более, чем в два раза, — и неутешительные новости по части импортозамещения в индустрии отдыха. А нашумевшее предложение депутатов от КПРФ Валерия Рашкина и Сергея Обухова, поддержанное сенатором Игорем Морозовым, — запретить полеты в Турцию и Тунис, традиционно привлекательные для российских туристов наряду с уже закрытым для них Египтом, — на этом фоне выглядит весьма оригинально. Особенно с точки зрения заботы об отдыхе россиян.
Юрий Васильев
Источник: lenta.ru