Минск на уступки не пойдет, Брюссель давить не будет

Минск на уступки не пойдет, Брюссель давить не будет

При том что налицо некоторые внешние признаки нормализации отношений между официальным Минском и объединенной Европой, настоящее их сближение маловероятно. В частности, у белорусских властей нет причин идти на уступки, которые предусматривает дорожная карта, предложенная Брюсселю оппозиционерами. Да и Брюссель не настроен давить на Минск.

Реакция белорусской оппозиции на принятое 31 октября Советом Евросоюза решение заморозить на четыре месяца санкции против Беларуси (они касались 170 физических лиц и трех предприятий) соответствовала известному принципу упоминания о покойнике, правда, с точностью до наоборот: либо плохо, либо ничего.

Активные противники такого подхода Брюсселя достаточно жестко его осудили, утверждая, что тем самым ЕС «идет навстречу диктаторам». Более умеренная же часть демократического сообщества предпочла отмолчаться, чтобы не навлечь на себя очередные обвинения в коллаборационизме. Тем более что с чисто моральной точки зрения критика подобных действий ЕС не выглядит совсем уж необоснованной.

В то же время следует иметь в виду, что вряд ли правомерно целиком и полностью переносить на межгосударственные отношения принципы взаимодействия между людьми. Примечательно, что как раз в наибольшей степени это свойственно недемократическим правителям, которые, как правило, отождествляют себя со своими странами, в результате чего их персональные воззрения накладывают сильный отпечаток на государственную политику.

В целом же в межгосударственных отношениях часто из двух зол выбирают меньшее — вспомним, например, чрезвычайно интенсивное сотрудничество западных демократий со сталинским режимом во время Второй мировой войны.

Трудно согласиться с теми экспертами, которые полагают, что введенные Европейским союзом ограничения были связаны в большей мере с недемократичными выборами, нежели с репрессиями, последовавшими после разгона Площади в Минске 19 декабря 2010 года. За последние двадцать лет Запад ни разу не признавал условия проведения электоральных кампаний в нашей стране соответствующими общепризнанным стандартам. Однако санкции, тем более столь масштабные, именно по такому конкретному поводу не вводились.

Соответственно, как представляется, формальных оснований для сохранения санкций после освобождения в августе последних политзаключенных уже не оставалось.

Кроме того, и это тоже не секрет, значительную роль в наблюдаемом сближении сыграла позиция белорусского руководства в украинских событиях. Безусловно, налицо примеры его непоследовательности в этом вопросе, но все же оно не стало безоговорочно на сторону Москвы.

Другой вопрос, в какой форме и при каких условиях наметившееся взаимодействие между Минском и ЕС может осуществляться более или менее успешно. Пять лидеров белорусской оппозиции 29 октября направили руководству Евросоюза и Европарламента письмо по поводу внутриполитической ситуации в стране и возможных перспектив развития ситуации.

Они предлагают объединенной Европе предъявить белорусской стороне условия, без выполнения которых санкции могут быть возобновлены. Пункты этой дорожной карты таковы: изменить избирательное законодательство и практику его применения; «расширить пространство свободы» посредством возобновления прерванного в 2000 году переговорного процесса с участием представителей власти и оппозиции под эгидой миссии ОБСЕ; провести в следующем году парламентские выборы в соответствии с демократическими стандартами.

Следует отметить, что нечто подобное уже неоднократно имело место: либо сам Евросоюз выставлял белорусским властям аналогичные или похожие условия, либо его призывали к этому здешние демократические силы.

Одним из первых в числе таких случаев стал «пошаговый подход», предложенный Минску в преддверии парламентских выборов 2000 года. Сближение было обещано ему в обмен на значительное расширение полномочий парламента, участие оппозиции в избирательных комиссиях, свободный доступ оппозиции к государственным СМИ и приведение избирательного законодательства к международным стандартам.

Еще более радикальный шаг был сделан в 2006 году, когда Еврокомиссия выпустила для Беларуси специальный меморандум. В нем был приведен длинный перечень преимуществ, которые страна могла бы получить. Правда, взамен требовалось выполнить 12 условий, в том числе обеспечить народу право избирать лидеров демократическим путем, уважать право граждан на независимую информацию и свободу слова, соблюдать права общественных организаций, освободить всех политических заключенных и т.п.

Что касается инициатив оппозиции, то тут вспоминается разработанная Объединенной гражданской партией стратегия интеграции Беларуси в ЕС. Она была расписана настолько подробно, что возникало сомнение, останется ли у Евросоюза время для решения каких-либо собственных задач…

Ни те, ни другие попытки к успеху, как известно, не привели. Точно так же, несмотря на значительное ухудшение положения дел в экономике Беларуси и возникшие угрозы с восточного направления, маловероятно, что это получится сейчас. С одной стороны, белорусский режим считает демократические преобразования слишком опасными для себя. С другой, общество явно не настроено решительно на них настаивать.

В свете этого можно ожидать лишь отдельных перемен, вроде долгожданного смягчения европейской визовой политики или вступления в силу соглашений о малом приграничном движении с Литвой и Польшей. Рассчитывать же на более принципиальные сдвиги в отношениях Минска с объединенной Европой серьезных оснований пока нет.

Источник: naviny.by

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий