Бюджет новый, проблемы старые

Бюджет новый, проблемы старые

Бюджетный процесс вышел на финишную прямую. Госдума голосами единоросов приняла в 1–м чтении проект бюджета на 2016 год. В преддверии этого в Совете Федерации прошло его обсуждение. Сенаторы определили документ как бюджет преодоления застарелых проблем.

Главный финансовый план страны по–прежнему строится на базовом варианте прогноза, основывающем­ся на высокой зависимости от мировой конъюнктуры сырьевого рынка. «Ситуа­ция очень сложная, но нет никаких ос­нований для панических настроений», – охарактеризовала положение в эконо­мике спикер верхней палаты Валентина Матвиенко.

В чем сложность, подробно рас­сказал министр финансов Антон Силуанов, сравнив нынешнюю ситу­ацию с 80–ми годами прошлого века, когда Советский Союз столкнулся со снижением вдвое цен на нефть (кстати, об этом же вспомнил ректор РАНХиГС Владимир Мау). В отличие от СССР, прибегшего тогда к масси­рованным заимствованиям на внеш­нем рынке, Россия таких возможно­стей не имеет. Более того, Правитель­ство уже не питает иллюзий об от­скоке цен на углеводороды до уровня «жирных годов».

Положительными моментами ми­нистр назвал устойчивость текущего платежного баланса, замедление от­тока капитала, рост корпоративный прибыли, предотвращение раскрутки инфляционной спирали.

Понимание того, что снижение цен на сырьевые товары надолго и возвра­та к прежним, благоприятным для нас внешнеэкономическим условиям не будет, побуждает экономическую часть Правительства объявить балансировку бюджета основной задачей не только на 2016 год, но и в средне– и долгосроч­ной перспективе. Такой подход должен предотвратить опасность возрастания дефицита бюджетной системы в тече­ние ближайших лет до 7–8 процентов ВВП. Иначе с надеждами на снижение инфляции и процентных ставок, а с ними и на переход к экономическому росту, придется проститься.

Чтобы этого не случилось, Минфин рекомендует начать настройку бюджет­ной системы к новым макроэкономи­ческим реалиям. Задача номер один – консолидация бюджета. Следующий шаг – снижение дефицита до уровня, когда его можно будет профинансиро­вать рыночными заимствованиями.

Во–первых, предлагается затянуть пояса и сократить долю текущих рас­ходов.

Вторая мера – повышение опера­ционной эффективности расходов. В этих целях предлагается инновация, которая лишит компании возможно­сти прокручивать бюджетные ресур­сы. Неиспользованные до 1 января 2016 года субсидии подлежат пере­числению на счета федерального каз­начейства, а значит, и доходы от их размещения пойдут государству. Кро­ме того, расширится практика казна­чейского сопровождения госсубсидий и бюджетных инвестиций по контрак­там свыше 100 миллионов рублей. Для госкорпораций и компаний закончит­ся «лафа» с проведением средств че­рез комбанки, а усиление контроля за расходованием позволит оставить их в бюджетной системе.

На взгляд обывателя, неплохое ре­шение, и удивляет только то, что этого не делалось раньше. Однако у Счетной палаты другое мнение.

В поисках средств предлагается по­трясти газовый сектор, изымая часть его прибыли. В рублевом выражении она не только не снизилась, но даже выросла. Сохранение экспортной по­шлины в ее нынешнем размере обернется прибавкой доходов бюджета в 300 с лишним миллиардов рублей.

Президент РФ рекомендовал сни­жать зависимость бюджета от нефтя­ных цен, для чего нужно задейство­вать резервы доходной части бюд­жета, наращивать налогооблагаемую базу и улучшать налоговое админи­стрирование. Видимо, в этом смысле спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко определила бюджет–2016 как бюджет преодоления застарелых проблем.

Одна из них касается погашения задолженности по уплате налогов и таможенных пошлин, которая соста­вила один триллион рублей к началу года. Путь для исправления положе­ния – упрощение процедуры уплаты и применение санкций к злостным не­плательщикам.

Следующая проблема – упущенные доходы в 200 миллиардов рублей от неуплаты НДС и акцизов, в том числе из–за растущего нелегального произ­водства алкоголя. Легальный выпуск падает из–за разницы акцизов в РФ и других государствах ЕврАзЭС, что тре­бует гармонизации ставок акциза, на­ведения порядка в отрасли, наказания за изготовление контрафакта.

В этом ряду находится и низкое ка­чество госпрограмм, способствующее утечке бюджетных средств. Шесть из них по итогам января–июня выполне­ны от 0 до 30 процентов, а по один­надцати, в том числе по развитию малого и среднего бизнеса, расходы не осуществлялись вовсе. Это требу­ет инвентаризации госпрограммы и выработки механизмов оценки их эф­фективности. В качестве приоритет­ных следует рассматривать те, кото­рые стимулируют импортозамещение услуг и товаров.

Старой проблемой является и не­обходимость  изменения  принципов финансирования компаний с участием государства в целях их прозрачности и подотчетности. Задача превратить бюд­жет в катализатор развития реального сектора ставится не первый год. Но это возможно лишь при условии контроля за расходованием каждого бюджетного рубля. Замораживание средств на сче­тах банков государству невыгодно.

В прошлом году госкомпании не использовали по назначению почти 85 миллиардов рублей, что больше поло­вины объема всех взносов государства в их уставные капиталы, сообщила спикер Совета Федерации. «РусГидро» получила в 2012 году 50 миллиардов бюджетных рублей и 4/5 их в течение нескольких лет держала на депозитах банков. Еще более вопиющая ситуа­ция с космодромом Восточный. Она потребовала вмешательства главы го­сударства для возвращения к планам вводов объекта в эксплуатацию.

Не менее важным является повы­шение исполнительской дисциплины. Из–за срыва к 1 сентября докапитализации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию не реали­зована программа помощи ипотечным заемщикам. Что говорить о ней, когда не выполняются поручения Президен­та (о создании на территории Кисло­водска крупнейшего лечебного парка) и Правительства (по выправлению по­ложения на алкогольном рынке).

В числе нерешенных названа и проблема повышения ответственности не только распорядителей средств, но и тех, от кого зависит их доведение до регионов в срок. Запоздалая выдача бюджетных кредитов толкает субъ­екты РФ на новые коммерческие кре­диты, что увеличивает их и без того огромный долг.

Спикер палаты регионов затронула и тему совершенствования межбюд­жетных отношений. По ее мнению, пришло время еще раз чаяния расход­ные полномочия на местах. Похоже, что на этот раз чаяния регионов об обеспечении доходной базой передава­емых им обязательств будут наконец–то услышаны. Это должна гарантиро­вать новая редакция Бюджетного ко­декса, работа над которой идет.   

Людмила Глазкова

Источник: russia-today.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий