Бюджетный процесс вышел на финишную прямую. Госдума голосами единоросов приняла в 1–м чтении проект бюджета на 2016 год. В преддверии этого в Совете Федерации прошло его обсуждение. Сенаторы определили документ как бюджет преодоления застарелых проблем.
Главный финансовый план страны по–прежнему строится на базовом варианте прогноза, основывающемся на высокой зависимости от мировой конъюнктуры сырьевого рынка. «Ситуация очень сложная, но нет никаких оснований для панических настроений», – охарактеризовала положение в экономике спикер верхней палаты Валентина Матвиенко.
В чем сложность, подробно рассказал министр финансов Антон Силуанов, сравнив нынешнюю ситуацию с 80–ми годами прошлого века, когда Советский Союз столкнулся со снижением вдвое цен на нефть (кстати, об этом же вспомнил ректор РАНХиГС Владимир Мау). В отличие от СССР, прибегшего тогда к массированным заимствованиям на внешнем рынке, Россия таких возможностей не имеет. Более того, Правительство уже не питает иллюзий об отскоке цен на углеводороды до уровня «жирных годов».
Положительными моментами министр назвал устойчивость текущего платежного баланса, замедление оттока капитала, рост корпоративный прибыли, предотвращение раскрутки инфляционной спирали.
Понимание того, что снижение цен на сырьевые товары надолго и возврата к прежним, благоприятным для нас внешнеэкономическим условиям не будет, побуждает экономическую часть Правительства объявить балансировку бюджета основной задачей не только на 2016 год, но и в средне– и долгосрочной перспективе. Такой подход должен предотвратить опасность возрастания дефицита бюджетной системы в течение ближайших лет до 7–8 процентов ВВП. Иначе с надеждами на снижение инфляции и процентных ставок, а с ними и на переход к экономическому росту, придется проститься.
Чтобы этого не случилось, Минфин рекомендует начать настройку бюджетной системы к новым макроэкономическим реалиям. Задача номер один – консолидация бюджета. Следующий шаг – снижение дефицита до уровня, когда его можно будет профинансировать рыночными заимствованиями.
Во–первых, предлагается затянуть пояса и сократить долю текущих расходов.
Вторая мера – повышение операционной эффективности расходов. В этих целях предлагается инновация, которая лишит компании возможности прокручивать бюджетные ресурсы. Неиспользованные до 1 января 2016 года субсидии подлежат перечислению на счета федерального казначейства, а значит, и доходы от их размещения пойдут государству. Кроме того, расширится практика казначейского сопровождения госсубсидий и бюджетных инвестиций по контрактам свыше 100 миллионов рублей. Для госкорпораций и компаний закончится «лафа» с проведением средств через комбанки, а усиление контроля за расходованием позволит оставить их в бюджетной системе.
На взгляд обывателя, неплохое решение, и удивляет только то, что этого не делалось раньше. Однако у Счетной палаты другое мнение.
В поисках средств предлагается потрясти газовый сектор, изымая часть его прибыли. В рублевом выражении она не только не снизилась, но даже выросла. Сохранение экспортной пошлины в ее нынешнем размере обернется прибавкой доходов бюджета в 300 с лишним миллиардов рублей.
Президент РФ рекомендовал снижать зависимость бюджета от нефтяных цен, для чего нужно задействовать резервы доходной части бюджета, наращивать налогооблагаемую базу и улучшать налоговое администрирование. Видимо, в этом смысле спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко определила бюджет–2016 как бюджет преодоления застарелых проблем.
Одна из них касается погашения задолженности по уплате налогов и таможенных пошлин, которая составила один триллион рублей к началу года. Путь для исправления положения – упрощение процедуры уплаты и применение санкций к злостным неплательщикам.
Следующая проблема – упущенные доходы в 200 миллиардов рублей от неуплаты НДС и акцизов, в том числе из–за растущего нелегального производства алкоголя. Легальный выпуск падает из–за разницы акцизов в РФ и других государствах ЕврАзЭС, что требует гармонизации ставок акциза, наведения порядка в отрасли, наказания за изготовление контрафакта.
В этом ряду находится и низкое качество госпрограмм, способствующее утечке бюджетных средств. Шесть из них по итогам января–июня выполнены от 0 до 30 процентов, а по одиннадцати, в том числе по развитию малого и среднего бизнеса, расходы не осуществлялись вовсе. Это требует инвентаризации госпрограммы и выработки механизмов оценки их эффективности. В качестве приоритетных следует рассматривать те, которые стимулируют импортозамещение услуг и товаров.
Старой проблемой является и необходимость изменения принципов финансирования компаний с участием государства в целях их прозрачности и подотчетности. Задача превратить бюджет в катализатор развития реального сектора ставится не первый год. Но это возможно лишь при условии контроля за расходованием каждого бюджетного рубля. Замораживание средств на счетах банков государству невыгодно.
В прошлом году госкомпании не использовали по назначению почти 85 миллиардов рублей, что больше половины объема всех взносов государства в их уставные капиталы, сообщила спикер Совета Федерации. «РусГидро» получила в 2012 году 50 миллиардов бюджетных рублей и 4/5 их в течение нескольких лет держала на депозитах банков. Еще более вопиющая ситуация с космодромом Восточный. Она потребовала вмешательства главы государства для возвращения к планам вводов объекта в эксплуатацию.
Не менее важным является повышение исполнительской дисциплины. Из–за срыва к 1 сентября докапитализации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию не реализована программа помощи ипотечным заемщикам. Что говорить о ней, когда не выполняются поручения Президента (о создании на территории Кисловодска крупнейшего лечебного парка) и Правительства (по выправлению положения на алкогольном рынке).
В числе нерешенных названа и проблема повышения ответственности не только распорядителей средств, но и тех, от кого зависит их доведение до регионов в срок. Запоздалая выдача бюджетных кредитов толкает субъекты РФ на новые коммерческие кредиты, что увеличивает их и без того огромный долг.
Спикер палаты регионов затронула и тему совершенствования межбюджетных отношений. По ее мнению, пришло время еще раз чаяния расходные полномочия на местах. Похоже, что на этот раз чаяния регионов об обеспечении доходной базой передаваемых им обязательств будут наконец–то услышаны. Это должна гарантировать новая редакция Бюджетного кодекса, работа над которой идет.
Людмила Глазкова
Источник: russia-today.ru