Новая “ахиллесова пята” Греции

Новая “ахиллесова пята” Греции

Евросоюз рискует «провалить» иммиграционную повестку, а следовательно поставить под удар южные страны ЕС, прежде всего, Грецию

25 октября 2015 года в Брюсселе состоялся очередной саммит Евросоюза. Его нестандартность заключалась в составе присутствующих сторон: на саммит были приглашены представители балканских государств, в наибольшей степени подверженные иммиграционным рискам сегодняшнего дня.

Итогом саммита стала разработка проекта, направленного на реализацию совместной работы по вопросам миграции, в том числе по усилению пограничного режима, расширению морских операций для спасения беженцев. Одобрено было также решение о дополнительном расселении 100 тысяч беженцев в специальных центрах вдоль уже сформированного маршрута следования нелегальных иммигрантов из Греции в Германию.

50 тысяч беженцев в рамках соглашения было одобрено разместить на территории греческого государства: 30 тысяч беженцев брали на себя Афины при учете финансовой поддержки со стороны Евросоюза, 20 тысяч – Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Вопреки сложности момента греческий премьер-министр, анализируя работу саммита, достаточно оптимистично оценил итоги прошедшей встречи. По его словам, Грецией была одержана небольшая победа. В частности, греческое руководство категорически отвергло несколько предложений со стороны Брюсселя, одним из которых являлась инициатива о создании специального города беженцев на территории страны. Взамен этому для беженцев будут созданы небольшие центры, равномерно распределенные по островам, Северной Греции и Афинам. Было отклонено и предложение, позволяющее одной из стран на маршруте Греция – Германия, закрывать границы для продвижения иммигрантов. По словам Ципраса, подобное решение могло создать опасный инцидент на пограничной территории греческого государства, превратив Грецию в вакуумную резервацию для беженцев.

Положительное рассмотрение итогов саммита со стороны греческого правительства, как и общее согласие Греции на прием в стране, более других наводненной нелегальными иммигрантами, сирийских беженцев подтвердили особый характер взаимоотношений Афин и Брюсселя. Решение Ципраса о расселении на территории страны 50 тысяч беженцев было несомненно принято под влиянием Берлина. Именно Германия на сегодняшний день является основным локомотивом политики «гуманной Европы» в отношении беженцев, навязывая остальным членам ЕС принципы открытости границ для иммигрантов, а также особой системы квот для распределения беженцев среди государств Евросоюза (на данный момент одобрены квоты на расселение 160 тысяч беженцев в границах ЕС). Со стороны других стран, прежде всего Восточной Европы, Берлин встречает неприкрытое сопротивление. Для Греции еще один повод для противостояния с Германией недопустим. Ценой уступок в иммигрантском вопросе Афины стремятся привлечь к себе благосклонность германских, а также европейских кругов. (Недаром греческий журналист Георгиос Малухос отмечал, Ципрас принял образ сверхциничного премьер-министра, общеполитическую линию которого можно обозначить тезисом «да – на все решения Берлина»).
 На свою сторону Афины привлекли и европейскую общественность, СМИ. Все чаще в заголовках газет Греция начинает фигурировать как пример для других государств Европы в вопросе иммиграционного учета, спасения и благоустройства беженцев.

Вместе с тем, при наличии положительных достижений для имиджа Греции, решение Ципраса, как и продолжающийся приток беженцев в страну, может повлечь за собой достаточно негативные результаты – дальнейшую радикализацию греческого общества.

24 сентября американской социологической компанией Pew Research было проведено исследование среди американцев и представителей европейских стран об их отношении к иммигрантам. Германия и Великобритания оказались наиболее дружелюбными государствами в отношении беженцев, рассматривая их в качестве важного элемента в дальнейшем развитии экономического благосостояния страны (66% и 52% соответственно). Паритет в распределении голосов продемонстрировали Испания и Франция (47% -за и 46% против в Испании, 45% – за, 52% – против во Франции). Наиболее агрессивное и негативное отношение к иммигрантам было отмечено в Италии и Греции. Именно в этих странах 7 человек из 10 опрошенных рассматривали нелегалов как суровую нагрузку на экономику страны, более того, иммигранты воспринимались как фактор, непосредственно влияющий на ухудшение криминогенной ситуации в государстве.

15-21 октября 2015 года был реализован мониторинг общественного мнения греков в отношении беженцев. Его результат подтвердил сохраняющееся недоверие коренных жителей к нелегальным иммигрантам. Около 45% опрошенных отрицательно реагировали на возможность постоянного пребывания беженцев на территории Греции. Негативный ответ был получен и на вопрос о количестве беженцев, которых способна принять Греция в рамках существующей иммиграционной политики ЕС. Большинство респондентов (29%) отвергло саму возможность проведения подобной инициативы в жизнь, 14% согласились с перспективой размещения до 10 тысячи беженцев в границах страны. При этом, необходимо подчеркнуть, что голоса респондентов разделились поровну в вопросе об угрозе безопасности страны со стороны беженцев (46% против 46%).

В свете сохраняющихся «страхов» греческого населения, продолжающегося роста ксенофобии и национализма, ярким проявлением которого является не убывающая популярность крайне радикальной силы – националистической партии «Золотая заря» – политика Ципраса в иммиграционном вопросе создает достаточно опасную в долгосрочной перспективе ситуацию.

Несмотря на финансовую помощь в деле обеспечения беженцев (ранее Евросоюз обещал выделить около 6 тысяч евро на одного беженца), приток иммигрантов может повлиять на дальнейший рост локального национализма. В условиях экономического кризиса, сложностей с трудоустройством (безработица в Греции составляет порядка 25%), предоставление рабочих мест беженцам способно увеличить агрессию среди безработного населения страны. В данной ситуации следует ожидать нового взлета популярности праворадикальных сил. При этом повыситься рейтинг старейших традиционалистических партий, прежде всего правоконсервативной партии «Новая демократия». Данная структура является основным оппонентом СИРИЗЫ, выступающая за равноценный баланс европейских ценностей и патриархальных устоев греческого общества.

При подобном развитии событий позиции власти становятся слишком уязвимы. Любой непродуманный шаг, способный ущемить интересы большинства греческих избирателей, может повлиять на рейтинги СИРИЗЫ, выводя в более чем опасные конкуренты партию НД, и повышая ставки «Золотой зари».

Осознавая это, Ципрас стремится привлечь к разрешению иммиграционной проблемы как можно больше общественных организаций, в том числе церковь. Во многом Ципрас надеется и на финансовую, политическую и гуманитарную поддержку со стороны Европы.

Однако в последнем пункте заключается весьма опасный и нестабильный аспект. Для смягчения иммиграционного кризиса сегодняшнего дня необходима твердая консолидированная позиция всех стран Евросоюза, чего не наблюдается в принципе. На настоящий момент только политика Берлина и его настойчивость позволяют «открывать» границы других стран ЕС для беженцев, снижая нагрузку на южную границу еврозоны. Однако сопротивление подобной линии нарастет как внутри европейских стран, так и в самой Германии. При неспособности в краткосрочной перспективе разрешить проблему беженцев, Евросоюз рискует «провалить» иммиграционную повестку, а следовательно поставить под удар южные страны ЕС, прежде всего, Грецию. В данной ситуации греческое государство способно в кратчайшие сроки оказаться тем самым вакуумным резервуаром для нелегальных иммигрантов, взрывоопасность которого будет возрастать изо дня в день. При самом неблагоприятном стечении обстоятельств в стране может произойти серьезный политический кризис, способный нарушить равновесие во взаимоотношениях страны и ЕС, а следовательно опять поставить во главу угла вопрос о принадлежности Греции к Евросоюзу и в целом – о жизнеспособности существующей структуры ЕС.

 Осознавая это, Ципрас стремится привлечь к разрешению иммиграционной проблемы как можно больше общественных организаций, в том числе церковь. Во многом Ципрас надеется и на финансовую, политическую и гуманитарную поддержку со стороны Европы.

 Однако в последнем пункте заключается весьма опасный и нестабильный аспект. Для смягчения иммиграционного кризиса сегодняшнего дня необходима твердая консолидированная позиция всех стран Евросоюза, чего не наблюдается в принципе. На настоящий момент только политика Берлина и его настойчивость позволяют «открывать» границы других стран ЕС для беженцев, снижая нагрузку на южную границу еврозоны. Однако сопротивление подобной линии нарастет как внутри европейских стран, так и в самой Германии. При неспособности в краткосрочной перспективе разрешить проблему беженцев, Евросоюз рискует «провалить» иммиграционную повестку, а следовательно поставить под удар южные страны ЕС, прежде всего, Грецию. В данной ситуации греческое государство способно в кратчайшие сроки оказаться тем самым вакуумным резервуаром для нелегальных иммигрантов, взрывоопасность которого будет возрастать изо дня в день. При самом неблагоприятном стечении обстоятельств в стране может произойти серьезный политический кризис, способный нарушить равновесие во взаимоотношениях страны и ЕС, а следовательно опять поставить во главу угла вопрос о принадлежности Греции к Евросоюзу и в целом – о жизнеспособности существующей структуры ЕС.

Анна Лубоцкая

Источник: riss.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий