Куда на Северном Кавказе подевались хорошие доктора?

Куда на Северном Кавказе подевались хорошие доктора?

Министр здравоохранения Вероника Скворцова одну из главных проблем Северного Кавказа видит в нехватке квалифицированных докторов. Из-за этого сегодня простаивает дорогое оборудование, купленное в местные клиники по программе модернизации. А тем временем сами тяжелобольные пациенты спешат уехать на лечение в другие территории, по сути, увозя с собою и финансы, столь необходимые сегодня для развития медицины Кавказа. 

Вчера на Северный Кавказ прибыл премьер-министр Дмитрий Медведев. Накануне он был в Красноярске, где председательствовал на Всероссийском форуме местных отделений «Единой России».

Речь здесь шла о подготовке к выборам.

Решено, что резко ужесточаются требования к кандидатам: не то что до выдвижения, а еще и до предварительного голосования партия не допустит людей, имеющих даже давно погашенную и снятую судимость.

Также от кандидатов потребуют открыть свои имущественные декларации: к праймериз не допустят тех, кто имеет недвижимость или банковские счета за рубежом. Сейчас разрабатывается и федеральный закон, который обяжет депутатов всех уровней (муниципального, регионального и федерального), если они вовремя не сдали свои декларации или исказили информацию в них, сложить мандат. 

После Красноярска Медведев отправился в Дагестан, хотя ждали его поначалу в Пятигорске, где он должен был провести заседание правительственной комиссии по развитию Северного Кавказа. Сначала премьер побывал в Дербенте, который пережил масштабную реконструкцию исторического центра к недавнему 2000-летию.

Накануне, кстати, в Дербент приехала большая группа федеральных журналистов в рамках пресс-тура. Ведь сегодня столица Юждага – один из «открыточных» видов Северного Кавказа.

Правда, если, например, полпред Сергей Меликов республиканские власти за медлительную подготовку к празднованию еще недавно критиковал, то премьер-министр, напротив, – похвалил.

Кстати, вместе с Медведевым в Дагесатан сюда отправились несколько федеральных министров – сельского хозяйства (Александр Ткачев), энергетики (Александр Новак), развития Северного Кавказа (Лев Кузнецов) и здравоохранения (Вероника Скворцова). Зачем сюда приехали Ткачев и Новак, так и осталось загадкой: вопросы энергетики и АПК не обсуждали, а состоявшееся в Махачкале (куда представительная делегация переехала из Дербента) заседание правительственной комиссии было посвящено демографии и здравоохранению – тематике, беспроигрышной в пору подготовки к выборам.

Где ослабли медицинские «звенья»

Главным докладчиком на совещании была Вероника Скворцова, которая привела данные о состоянии здравоохранения и демографии в регионах Северного Кавказа (см. таблицу ниже).

Федеральный округ – антирейтинг в стране сразу по нескольким важным показателям (несмотря на то, что отличие в цифрах между отдельными регионами значительное, почти двухкратное): обеспеченности врачами и средним медперсоналом, учреждениями  первичного медицинского звена (это фельдшерские пункты и врачебные сельские амбулатории), бесплатными лекарственными препаратами (в частности, обезболивающими для онкобольных), младенческой смертности, количеству профилактических посещений…

По словам Вероники Скворцовой, высокие показатели младенческой смертности связаны с демографической ситуацией. Сейчас республики Северного Кавказа (Ставрополье особняком) проходят демографический переход: то есть здесь все еще высока рождаемость, низка ожидаемая продолжительность жизни и, как следствие, низка общая смертность. Тем не менее, только за последние три года младенческая смертность в округе снизилась на 20%, а материнская – на 10%.

Большая проблема, говорит Вероника Скворцова, – это нарушение принципов маршрутизации пациентов. Для лечения сосудистых катастроф (инфарктов и инсультов) и травм в ДТП внедрена многозвеньевая структура.

Скажем, любого пациента с инфарктом и инсультом сначала отправляют в первичные сосудистые отделения, которые действуют на базе нескольких городских клиник в каждой территории. Здесь они получают экстренную консервативную помощь.

Ну а самые тяжелые пациенты (как правило, с показаниями для оперативного лечения – например, стентирования сосудов) затем поступают в региональные сосудистые центры. На Ставрополье такой центр действует на базе краевой больницы, в Чечне – при республиканской больнице скорой медпомощи.

Травмоцентры, где оказывают экстренную помощь пострадавшим в ДТП, согласно госпрограмме, также бывают трех уровней. Низшего, третьего, уровня – на базе центральных районных больниц, откуда бригады выезжают непосредственно на места. Второго уровня – в крупных больницах городов, расположенных на крупных автотрассах.

Наконец, первого, высшего, уровня – куда доставляют самых тяжелых пациентов, например, с сочетанными или нейротравмами. Также сюда переводят тяжелопострадавших из других учреждений после выведения из шока и стабилизации состояния.

«Штучный товар» увидим нескоро

«Многозвеньевая» система позволяет реализовать правило «золотого часа»: реанимационная бригада должна быть у пациента не позднее чем через 20 минут, а адекватную медпомощь пострадавшему нужно оказать не позднее чем через час. Иначе вероятность спасти пострадавшего в ДТП или пережившего острую сосудистую катастрофу практически равна нулю.

Как отчиталась Вероника Скворцова, сегодня в регионах Северного Кавказа создано 22 сосудистых центра (16 первичных и 6 региональных) и 56 травмоцентров разного уровня. Но при этом 34% больных с инфарктами, 9% больных с инсультами и 22% пострадавших при ДТП госпитализируются в непрофильные учреждения. Причина, ясное дело, в разгильдяйстве чиновников, которые просто игнорируют четко прописанные «звеньевые» стандарты экстренной медпомощи.

Серьезные проблемы и в системе высокотехнологичной помощи. В прошлом году ее в масштабах округа получили 25 тысяч человек (в нынешнем, по прогнозу, будет 28 тысяч). Только вот подавляющее большинство граждан для этого выезжают за пределы СКФО: 11 тысяч пациентов уехали в соседние федеральные округа, 10 тысяч – за пределы России. И только 4 тысячи получили медпомощь дома. Хуже всего показатели в Ингушетии (всего 1% жителей получили высокотехнологичную помощь дома), Кабардино-Балкарии (2%), Карачаево-Черкесии и Чечне (по 4%).

Ни в одном из других федеральных округов России, подчеркнула Вероника Скворцова, нет такого перекоса. Причем в пересчете на душу населения высокотехнологичной медпомощи жителям СКФО оказано на 22% меньше, чем в целом по стране.

Причина того, что люди спешат на лечение прочь из клиник Северного Кавказа, очевидна – не доверяют местным врачам. Остро не хватает врачебных кадров, а квалификация тех, что есть, оставляет желать лучшего.

«Качество работы врачей существенно снизилось за эти годы после развала Советского Союза. Многие уезжают за медицинской помощью в другие регионы именно из-за такого отношения докторов», – поддержал министра Рамазан Абдулатипов.

Что же нужно делать?! Из наиболее важных, пожалуй, предложений, прозвучавших на совещании, – создать в Ставрополе на базе существующего университета Северо-Кавказский медицинский университет. Первый шаг к этому – создание научно-образовательного кластера округа, где используются перекрестные образовательные технологии (то есть для разных регионов СКФО). Но вот только ясно, что эффект ощутим не скоро. Специалист-медик – товар штучный, готовится годами.

Антон Чаблин

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий