Финансовый обзор минувшей недели: только нефть

By admin Nov 15, 2015

Минувшая неделя вернула нефти грошовую цену — чуть выше $40 за баррель западно-техасской. Что определяет цены на нефть в конце 2015?

Аналитики склонны рассматривать новейшую историю нефтеторговли как успех Саудовской Аравии в борьбе за свою долю рынка. В конце недели цена барреля WTI оказалась в опасной близости от $40, а за баррель Brent уже не давали и $45 — так сырьевая биржа отреагировала на укрепление доллара США.

В долгосрочной перспективе преимущество от бросовых цен на нефть получит Эр-Рияд. Добывать легко — можно продавать задешево, а любой промах конкурентов использовать себе во благо. Рачительные саудовские принцы умеют делать “предложение, от которого невозможно отказаться”. И все же самые терпеливые из расчетливых покупателей ожидают притока иранской нефти.

Пять основных факторов определяют текущую ситуацию на сырьевом рынке.

1) Саудовская Аравия завоевывает Восточную и Центральную Европу. Бывший соцлагерь жаждет избежать российских поставок. Глава польской компании PKN Orlen SA Яцек Кравец гордо объявил об избавлении от кабальной российской нефтяной зависимости. Прибалтийские страны тоже рады свести на нет затухающее экономическое партнерство с недавним “большим братом”.

Так часть европейского рынка дрейфует с красного востока на Ближний Восток, стремясь отвернуться от старого мира и не в силах противостоять “предложению, от которого невозможно отказаться”. Однако битва за нефтяные контракты в Восточной и Центральной Европе пока не закончена.

В июле Саудовская Аравия поставляла региону 780.000 баррелей в день, а Россия – вдвое больше. А уже в октябре Игорь Сечин, глава “Роснефти”, жалуется на коварных саудовцев: дескать, теснят, переманивают клиентов, не соблюдают корпоративную этику. Русские не намерены отступать, рассчитывая еще поспорить и поторговаться. 

2) Россия не снижает добычи, выбирает партнеров, интригует с недовольными в ОПЕК. Зависимость Москвы от нефтедолларов очевидна. Для русских, как и для саудовцев, торговать на азиатском рынке много прибыльнее, но отстоять европейские контракты от заезжих купцов — дело чести. Неужто смогут славяне и другие экс-социалистические собратья преодолеть нерушимость братских уз? Кремль умеет заявить о себе и навязать свое партнерство тем, кто об этом и не думает.

Владимир Путин добился внимания СМИ, ввязавшись в сирийскую войну как сторонник западной коалиции и одновременно защитник интересов президента Асада. Последствия опрометчивого шага Россия ощутила очень быстро: (а) Эр-Рияд еще настойчивее предлагает нефть европейским партнерам Москвы; (б) ИГИЛ взрывает пассажирский авиалайнер, оборвав жизни 224 россиянин.

В ответ Путин укрепляет связи с Ираном. Пару лет назад русские начали перепродавать иранскую нефть, которую Тегеран поставлял взамен продовольствия и прочих запрещенных санкциями товаров. В апреле российские официальные лица подтвердили натуральный обмен времен антииранских санкций, а в ноябре подписали договор о продаже “Стражам исламской революции” системы ПВО С-300.

Задачи альянса на текущий момент: плечом к плечу бороться с ИГИЛом, взаимовыгодно торговать оружием и выживать в конкуренции с саудовцами, продавая нефть. Два непредсказуемых лидера — ядерной и без-двух-минут-ядерной держав — подружились. Неужели Кремль рассчитывает, что Иран отнесется с уважением и не позарится на завоеванную тюменской нефтью долю рынка?

3) Юг Европы ожидает иранскую нефть. В Афинах Hellenic Petroleum SA отрабатывает приемы торгового диалога с Иранской национальной нефтяной компанией. Судя по мощностям греческого концерна, тегеранский министр нефти Бижан Намдар Занганех сможет заключить сделку исходя из 341.000 баррелей ежедневных поставок. Cia Espanolade Petroleos SAU считает дни, оставшиеся до снятия санкций. Вот и еще контракт на 520.000 баррелей иранской нефти ежедневно. Иран непременно вернется на рынок — ведь Бижан Занганех обещает продавать за гроши такие нужные в хозяйстве углеводороды! Тегеран знает, как торговать, и умеет договариваться.

4) Америка не собирается наращивать добычу, но не остановит производство сланцевой нефти. Запасы наработанного близки к максимальному уровню с 30-х годов прошлого века, хотя к 13 ноября в работе осталась треть буровых установок, добывавших нефть до нынешнего кризиса: 574 против 1578, согласно расчетам агентства Baker Hughe.

Белый дом отказал Канаде в строительстве гигантского нефтепровода Keystone XL от Альберты до самого до Техаса. Все резервуары Кушинга переполнены и не нуждаются в богатствах канадских недр. США не ищут нефтеносного партнерства с северным соседом. Америка отлично поработала над высокими технологиями освоения сланцевых месторождений и прекрасно на этом заработала. Однако высокие технологии остаются затратными, пока на рынке диктует цены Персидский залив.

Вашингтон не прочь прикупить нефти баррелей эдак 300.000 за гроши и не терзать нутро родного западного полушария. Соединенные Штаты в белых одеждах наблюдают за битвой трех держав на сырьевом рынке. Американцы не просто умеют считать деньги и баррели, но готовы находить умные высокотехнологичные решения застаревших проблем. Долгосрочная перспектива — за Саудовской Аравией? Но время длится дольше самых долгих сроков. И будущее, несомненно, за технологическими решениями топливных и энергетических проблем.

5) Спрос на нефть расти не будет — некому расходовать скопившееся в резервуарах. Из тех, кто может заплатить хотя бы $40 за баррель, разумеется.

Ирина Фрост (Овчинникова)

Источник: 9tv.co.il

By admin

Related Post

Leave a Reply