Вчера «Ъ» опубликовал материал о сокращении закупки телеконтента крупными компаниями и сокращением рынка телерекламы. В материал входит интервью с гендиректором «Первого канала» Константином Эрнстом.
Этот сюжет, в свою очередь, хотя бы по составу действующих лиц связан с недавним широко обсуждаемым сюжетом о смерти Михаила Лесина, основателя компании «Видео Интернешнл», инициатора создания Russia Today, бывшего генерального директора Газпром-Медиа.
Предыдущая волна публикаций, связанных с Лесиным, имела место зимой 2014 г., и поводом к ним послужила тема сочинской Олимпиады. Тогда о нем писали как об одной из влиятельных фигур, осуществляющих перевод российских СМИ под кремлевский контроль, а также тесно связанных с рынком телерекламы. В публикации The Economist (февраль 2014 г.) он фигурирует в контексте деятельности Юрия Ковальчука, «Видео Интернешнл» и Газпром-Медиа.
«Компании, связанные с Ковальчуком, также контролируют большую часть телерекламы. В 2010 г. он купил крупнейшее российское рекламное агентство “Видео Интернешнл”. Газпром-Медиа и “Видео Интернешнл” держат две трети рынка терекламы в стране. До последнего времени Ковальчук не играл значительной роли в Газпром-Медиа, но недавно он, по словам инсайдеров, начал проявлять активность. Он приложил руку к назначению Михаила Лесина, основателя “Видео Интернешнл”, главой Газпром-Медиа».
Дальше рассказывается о том, что Лесин был на тот момент уже хорошо знаком с активами Газпром-Медиа, так как компания в начале 2000-х гг., в бытность Лесина министром РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, как раз захватила несколько крупных вещательных компаний, в том числе НТВ. А в связи с публикациями по поводу сочинской Олимпиады Газпром-Медиа нацелился на радиостанцию «Эхо Москвы». Также отмечается переход под кремлевский контроль соцсети «Вконтакте».
Telegraph отсылает к той истории в своей недавней публикации: в 2014 г. Лесин заявил, что государственный контроль над государственными телеканалами – это правильно, а позднее был вовлечен в борьбу за контроль над «Эхо Москвы», «либеральной радиостанции, которой владеет Газпром». NY Times также характеризует его как «бывшего помощника президента России Владимира Путина, который способствовал государственному захвату независимых медиа в стране». Также сообщения в западных СМИ изобилуют намеками на то, что Лесин умер при странных обстоятельствах, которые еще только предстоит установить.
Таким образом, сложившаяся к настоящему моменту у крупных западных СМИ картина представляет эту историю как иллюстрацию из жизни России с обилием загадочных интриг, которые проистекают из общей непрозрачности, с большим количеством заметных, но непонятно как расположенных относительно друг друга связей и интересов. Лесин при этом представлен как один из агентов этой системы – значимых, но тем не менее, типичных и, соответственно, заменимых.
С этой точки зрения, вопрос о том, например, каковы перспективы все той же российской медийной среды и рынка рекламы в связи с выбыванием одного из важных игроков (в контексте продолжающегося экономического кризиса), им в принципе неинтересен.
Анна Сакоян
Источник: polit.ru