Исход из Египта

Исход из Египта

После чудовищно трагической катастрофы российского самолета в небе над Синаем продолжается изучение причин падения авиалайнера и предпринимаются меры безопасности. На сегодняшний момент это привело к фактической эвакуации российских туристов из Египта и запрету полета российских самолетов в эту страну. Как можно расценивать такую реакцию?

На сегодняшний момент все еще не известны достоверно причины крушения. Однако, с точки зрения логики наиболее вероятными представляются следующие причины:

1. Масштабная техническая неисправность (например, отрыв хвостовой части самолета)

2. Террористический акт (бомба в багаже, либо в салоне самолета)

Версии, касающиеся атаки другим самолетом и наземным ракетным оружием по существу практически опровергнуты, поскольку заявлено, что никаких выстрелов по самолету не зафиксировано. Доверять этим заявлениям, по-видимому, можно, поскольку маршрут полета проходил в зоне, которая находится под достаточно интенсивным мониторингом систем ПВО различных стран. Ни одна из стран не зафиксировала ничего похожего на атаку извне. Это не означает, что этого не могло быть, но серьезно уменьшает вероятность такого развития событий.

В любом случае, в этом посте я рассмотрю лишь вероятность двух версий катастрофы (техническая и теракт), а также обоснованность столь масштабной реакции, как полный запрет полетов в Египет.

Начнем издалека. Несмотря на циничность вопроса, который я сейчас поставлю, тем не менее постановка такая существует. Заключается она в том, кому какая версия более удобна? Рассмотрим наиболее показательные силы, принимающие участие в расследовании.

– Для авиакомпании однозначно удобнее версия с террористическим актом, поскольку это практически сводит на нет их вину за гибель авиалайнера.

– Для производителя самолетов Airbus удобнее версия теракта, поскольку в противном случае можно задать множество вопросов к процедуре контроля технического состояния, совершенству систем безопасности и т.п.

– Для США и наших «партнеров» удобнее версия с террористическим актом, поскольку дает возможности для манипуляций российской позицией по ближневосточным вопросам, а также снижению разрастающегося российского влияния в Египте.

– Для террористов из т.н. ИГ удобнее версия с террористическим актом, поскольку доказывает их возможности по ответным действиям, устрашает врагов и мирных жителей

– Для Правительства Египта удобнее версия с технической причиной катастрофы, поскольку не ставит под сомнение надежность мероприятий по авиационной безопасности в аэропорту, не подвергает сомнению профессионализм и честность египетских спецслужб, не ставит под вопрос безопасность туристических поездок в Египет.

В намеренном лоббировании террористической версии катастрофы, как мы видим, заинтересованы весьма влиятельные силы – от производителей самолетов до авиакомпании, от террористов до геополитических противников России…

А вот у Правительства России нет однозначно «удобной» позиции. Техническая версия катастрофы ставит под сомнение работу в области безопасности полетов российских авиакомпаний, поднимает неприятные вопросы по пришедшему в упадок российскому авиастроению. Террористическая ставит под сомнение умение обезопасить своих граждан от последствий международных действий России, порождает страх в гражданах России, и в пределе способно привести к неприятию гражданами России активной позиции нашей страны по борьбе с террористическими организациями и геополитической деятельности. Именно поэтому, я считаю, что Правительство России не имеет никаких «удобных» точек зрения и объективно заинтересовано в выяснении истинных причин с целью:

а) наказания виновных

б) недопущения подобных трагедий в будущем

В связи с этим выскажу некоторые соображения.

Террористическая причина катастрофы.

На мой взгляд, с точки зрения жесткости выполнения процедур авиационной безопасности, предпосылок для попадания взрывного устройства на борт самолета в египетском аэропорту несколько больше, чем например в российском, китайском, израильском или немецком… Но все же нельзя сказать, что египетский аэропорт это проходной двор! Все базовые процедуры безопасности выполняются, процедура в принципе такая же, как в любом другом аэропорту мира. При этом, конечно любой человек, бывавший в Египте несомненно заметит, что предполетный контроль в египетских аэропортах существенно мягче, чем в России. Внешне все делается довольно формально даже при досмотре пассажиров, а как проверяется багаж после регистрации на рейс можно только догадываться…

Однако, такое поведение в большой части связано и с достаточно однородным пассажирским потоком. Туристы, отдыхающие… Персонал аэропорта уже за версту наверное видит любые отклонения в поведении, облике, манерах от стандартных поведенческих стереотипов обычных туристов. Ну потому особо и не мучает тех, кто укладывается в нормы, обладает всем набором документов, зафиксирован по приезду, путевке и т.п. и т.д. Короче если не вызывает подозрений, то быстро смотрят и не заставляют до трусов раздеваться. Несмотря на субъективность, это вообще говоря очень серьезный фактор. Практически невозможно, чтобы злоумышленник несущий на борт взрывное устройство был абсолютно адекватен… Поэтому, я бы не переоценивал мягкости египтян в вопросах контроля. Да и опыт показывает, что подобных инцидентов ранее не случалось, что само по себе ничего не означает, но тем не менее все-таки дает кое-какие основания для размышлений.

При этом, несмотря на крайнюю заинтересованность Египта в туристах из России, не будем забывать, что в Египте уже давно не спокойно. Это практически никак не коснулось туристических зон, но в Египте уже и революции были, и очаги напряженности повсюду…. А для ряда регионов (тот же Синай) российские туристы имеют важнейшее экономическое значение и египетские власти делают все, чтобы туристы даже не догадывались о каких-либо проблемах. Хотя большинство египтян относятся к России дружественно, тем не менее, вполне допускаю наличие отдельных лиц и организованных сообществ, сочувствующих ИГ, не любящих Россию и т.п.

Но одно дело не любить Россию, а другое – взорвать российский самолет! Кто это мог сделать? Подойдем сначала с количественной точки зрения. Один или группа? На мой взгляд, пронести взрывчатку на борт одному человеку крайне затруднительно, даже если он является сотрудником аэропорта или представителем спецслужбы. Могла это быть группа? Ну вот на мой взгляд, теоретически только группа злоумышленников могла бы сделать это… И вот тут начинаются проблемы…

Дело в том, что египетские власти крайне дорожат туристами из России. Крайне. Более того, нравы в Египте попроще, чем в Европе. Врагов властей там особо-то не судят в случае необходимости, а просто ликвидируют. Часто вместе с родственниками. И об этом прекрасно все осведомлены не только теоретически, но бывали и показательные примеры… Поэтому объединиться под эгидой уничтожения российского самолета могли бы только напрочь упоротые фанатики, готовые в случае чего и на смерть себя и близких ради какого-нибудь теоретического джихада с Россией. В общем, если рассматривать версию действий организованной террористической организации в аэропорту, то понятно, что ее бы или в самом начале уже ликвидировали, либо для она должна была бы обрасти уже и связями, и прикрытием и т.п., чтобы так глубоко пролезть в международный аэропорт, что иметь возможность абсолютно тайно и незаметно подкладывать взрывчатку в иностранные авиалайнеры.

Что это означает? Означает это одно – организация такого размаха, фанатичности и с такими возможностями, не будет размениваться на один самолет. Зачем ей такие самоограничения? В тот же аэропорт Шарм-аль-шейха прилетает десятки самолетов в день только из России, столько же улетает, а ведь есть еще и другие направления… Если все на мази, почему не заминировать несколько самолетов?… Или на следующий день повторить теракт? Напомню, что первые дни техническая версия катастрофы была основной. Ведь тогда, вообще ни у кого даже сомнений не было, что катастрофа не случайна, психологический шок от такой операции будет не просто сильнее, это на порядок увеличивает цель теракта – сеять страх…

Немаловажно и другое. Вернее очень важно. Гораздо проще вообще-то подстрелить самолет из ПЗРК, когда он вылетает или идет на посадку. Что характерно и ПЗРК найти гораздо проще и скрыться безнаказанно, чем изучать систему безопасности аэропорта, вступать в рискованные сговоры, да еще и не оставить ни одного следа своей деятельности!

Более того, способов убивать, к сожалению достаточно много. Зачем так экзотично и трудно, как закладывать взрывчатку в самолет? Кровавый рейд по курортной зоне, съемки на видео несчастных жертв… обстрел туристических автобусов, которые пачками ездят по абсолютно пустынным дорогам, вариантов сотни –и каждый (каждый!) в разы проще, чем тайная спецоперация по закладке взрывчатки в российский авиалайнер.

В общем, в данном случае я крайне скептически смотрю на версию про теракт. Вероятность его не выше, чем в любом другом аэропорту такого уровня, а учитывая специфику пассажиропотока, заинтересованность властей Египта и региона в безопасности туристов, дружелюбное отношение к России, огромный опыт приема туристов, крайне небольшое для такого потока туристов количество фатальных происшествий в прошлом. Одно из самых громких – происшествие с туристами из Мексики произошло как раз из-за бдительности египетских спецслужб – заехавшие в запрещенную для гражданских лиц зону туристы из Мексики были по ошибке обстреляны египетскими подразделениями.

Египетские полицейские приняли группу туристов за террористов. В результате трагической ошибки погибли 12 человек, среди которых египетские гиды. http://www.1tv.ru/news/world/292132 гибель других туристов происходила либо в результате несчастных случаев, либо криминальных происшествий (в 2011 году был убит турист из Петербурга http://www.topic.lt/today_in_world/162033-v-egipte-ubili-rossijskogo-turista.html)

В общем, анализируя то, что происходит в Египте я принял бы версию о теракте только и исключительно после объективных доказательств этого факта. А таковых пока нет! По крайней мере, на момент написания поста, не обнаружено никаких следов взрывчатки на обломках авиалайнера.

Техническая версия авиакатастрофы

Если бы не одно «но», это было бы, наверное, основная версия причин крушения. Но. Все произошло настолько быстро, что пилоты даже ничего не сообщили на землю… Это серьезно сужает перечень технических причин крушения и сводит их к действительно катастрофическим, таких как разлом лайнера или взрыв двигателя. Может такое произойти? Да. Многие эксперты и исследователи находят версию со взрывной разгерметизацией в хвостовой части и последующим разломом самолета в воздухе убедительной. В истории авиации были подобные случаи.

Катастрофа Boeing 747 под Токио — тяжёлая авиационная катастрофа, произошедшая 12 августа 1985 года. Авиалайнер Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Airlines совершал рейс JAL 123 из Токио в Осаку, но через 12 минут после взлёта лишился вертикального хвостового стабилизатора. https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Boeing_747_под_Токио

Лично я придерживаюсь мнения, изложенного в следующей статье (рекомендую прочитать):

Я полагаю (на основании той информации, которой располагаю на данный момент), что причиной крушения стало разрушение корпуса (фюзеляжа) лайнера в том месте, где в 2001 году производился ремонт. Это привело не только к мгновенной разгерметизации самолета и такой же мгновенной смерти всех находившихся на борту людей, но и привело к повреждению проводки к «черным ящикам» (из-за чего на них перестала поступать техническая и речевая информация). http://cont.ws/post/144054

Не настаивая на своем мнении, тем не менее, скажу, что оцениваю низко вероятность террористического акта. Основные обоснования отрицания: уничтожить пассажирский самолет гораздо проще иным способом, а также недоиспользование (простите за циничность) гипотетическими террористами тех возможностей, которые у них якобы имелись. Взятие ответственности за теракт какими-то террористическими бедуинами – это несерьезно. Причина принятия ответственности самозванцами в данном случае это попытка получить финансирование от основных спонсоров ИГ, ну и черный пиар. Терять этим террористическим бедуинам давно нечего – в Египте они вне закона и египетские власти их уничтожают, как крыс. Подробнее можете здесь ознакомиться: http://www.novayagazeta.ru/politics/70678.html

На основании имеющейся у меня информации, считаю основной версией техническую причину крушения.

По логике технической версии, не вполне понятны столь масштабные меры, как полное прекращение полетов в Египет, гигантские убытки в туристической отрасли и даже такой аспект, как подрыв экономики дружественного нам государства, уменьшение русского влияния (туристы это знаете тоже влияние). http://www.interfax.ru/presscenter/478645

Ну, ок… А обоснованы ли такие меры в случае если все же произошел теракт? Даже в таком случае это спорно. Нет никаких предпосылок, свидетельствующих о чем-то системно опасном или даже просто системно ненормальном в египетском аэропорту. Он работает давным-давно, всегда работал так и точно также работает сейчас. Это совершенно точно не самый худший аэропорт мира. Внешняя расслабленность вообще характерна для курортных мест, а здесь только курорты.

Это понимаете… ну, примерно как после взрыва в метро на Парке Культуры, запретить вообще пользоваться метро. А там-то действительно был взрыв. И если кто-то думает, что сейчас просто никак не пронести взрывчатку в метро, то… ну пусть думает. И молится Богу. А также пусть молится, когда заходит в магазины, рестораны и кафе. Нигде нет абсолютно безопасных мест. Нигде. И вот из перечня всех этих небезопасных мест, аэропорт (а особенно имеющий международный статус) при даже нарушении каких-то стандартов, безусловно, на порядок безопаснее трансфера до отеля…

Или трагический пример из истории нашей авиации:

24 августа 2004 года практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесенных на борт террористками-смертницами, разбились два пассажирских самолета: Ту-154 авиакомпании “Сибирь” (погибли 46 человек) и Ту-134 авиакомпании “Волга – Авиаэкспресс” (погибли 44 человека).Оба самолета вылетели из аэропорта “Домодедово”. http://ria.ru/society/20090824/182146689.html#ixzz3rDv756bm

Что было в итоге? Закрытие аэропорта или усиление мер безопасности?

Естественно, я со своего уровня информированности не знаю всего. Но, что характерно, и не имею объяснения почему приняты столь пожарные меры по эвакуации. Ссылки на сам факт и чудовищную трагичность авиакатастрофы не принимаются. Это большое несчастье, но ее связь с полным запретом поездок в Египет, можно назвать скорее предлогом, нежели причиной.

Почему же Правительством России приняты такие меры?

Как ни странно, потому что ранее такие меры приняло Правительство Великобритании. Напомню, что поначалу основной версией была техническая причина крушения. Вышло множество сюжетов об этом на центральных каналах ТВ. Потом неожиданно англичане мутно намекнули на вероятность теракта. И понеслось…

Катастрофа произошла 31 октября. Всю последующую неделю как бы ничего не грозило нашим туристам, дополнительных мер безопасности особо не было заметно. Но 6 ноября были запрещены полеты в Египет и началась массовая эвакуация туристов. В период 31 октября – 6 ноября СМИ Великобритании и США начали активную накачку информационного пространства ужасными прогнозами, запретом полетов и эвакуацией и де-факто создали такую ситуацию, когда Правительство России просто ОБЯЗАНО было сделать нечто подобное. Причина проста. Никто ведь действительно на текущем этапе не может гарантировать, что это был не теракт. А вдруг повторится? Вы представляете, что выльется на голову наших властей? Особенно на фоне сверхзаботы английских властей?… Поэтому текущие меры вполне логичные (хотя объективно и необоснованные) меры по парированию возникающих рисков для… для имиджа Правительства России (в хорошем смысле, т.е. в сохранении доверия и т.п.). Ну и естественно включается обычная логика минимизации потерь в работе чиновника. Если что-то непонятно, лучше это запретить. Тем более причины в этот раз такие, что особо-то не поспоришь …

6 ноября директор ФСБ Александр Бортников заявил о необходимости запрета полетов в Египет до окончания расследования причин гибели А321 с 224 россиянами на борту. Невозможно не согласиться, что это логически оправдано и минимизирует риск. Правда странно, что только 6 ноября, а не 31 октября… Но, далее появляются вот такие слухи:

«Коммерсантъ» также сообщает со ссылкой на источник в аппарате правительства, что запрет на полеты в Египет введен «на годы». При этом, по словам собеседника издания, подобные ограничения в будущем будут вводиться и в «отношении других стран».

А вот это уже настораживает… Как это понимать? Опять же не исключаю, что это какой-то наброс, но тем не менее представим на секунду, что это правда.

Что в итоге? А в итоге основные потери несет Россия. Поскольку завязка российского туризма на Египет гораздо выше, чем той же Великобритании. Потому что Египет в хороших отношениях с Россией. Потому что приблизительной альтернативой Египту (по стоимости, климату, качеству и базовому функционалу) можно назвать.. ну, наверное только Турцию – союзника Великобритании. В итоге исход России из Египта можно назвать серьезным ударом и по позициям России в регионе – от культурных, экономических, политических до геополитических. Когда в Египте начинают говорить по-русски хотя бы даже из-за частого общения с туристами, это все равно маленькая, но теме не менее культурная экспансия… В данном случае подкрепленная еще и большим экономическим эффектом. На этой базе растут и политические и геополитические вопросы.

Я понимаю сложное этическое положение, в котором оказалось Правительство России. Не предпринимать никаких серьезных мер, обвинят в безразличии к собственным гражданам… Поэтому? Поэтому, да – предпринимать необходимо меры. Но мне кажется не путем зачистки вообще всего! Я тут не по поводу текущего запрета говорю, а в связи с тем, что ходят слухи, что на ГОДЫ будет запрет. На годы! Мне это непонятно. И, честно скажу, вовсе не из-за эгоистических предпочтений относительно мест отдыха…

Все было в эти дни в Египте ровно также, как и было года назад, два или три. Аэропорт каким был таким и остался. Вооруженные полицейские и военные в Египте всегда были сколько я помню: охраняли аэропорт, дороги и курорты. Никаких отличий от предыдущих лет нет. А по сравнению со временем т.н. «египетской весны» от которой Египет до сих пор оправиться не может полностью – сейчас даже спокойнее. Но мне и правда было бы спокойнее, если бы Россия прислала в египетские аэропорты экспертов, дополнительную охрану, служебных собак, новые приборы для усиления контроля в аэропорту и на траекториях захода самолетов на посадку. Это я считал бы правильным. Нечто подобное, кстати, сделали российские власти, но очень робко как-то. Зато эвакуация проведена с невиданным размахом и четкостью… Даже англичане в шоке от такой расторопности:

Жителям Британии не только подпортили отпуск отменой рейсов – выясняется, что наших туристов вывозят из страны пирамид гораздо быстрее. Один британский турист написал: “Я сам видел, как прилетели, а потом вылетели 20 или 30 русских самолетов. Почему они могут, а Британское правительство не в состоянии сделать что-либо?!”… Другая англичанка прокомментировала: “Такое ощущение, что русские входили (в аэропорт) и сразу оказывались в начале очереди, впереди всех остальных”. http://www.kp.ru/daily/26456/3326779/

Внутренний туризм

Думаю, в обоснование российского исхода из Египта легли и шапкозакидательские настроения относительно внутреннего туризма. Нет, ребята. Тут все вовсе не так хорошо. У нас нет (пока по крайней мере:) круглогодичных морских курортов. Соотношение цена/качество пока не в пользу внутреннего туризма. Даже отдых в Подмосковье(!!!) уже дороже, чем в Египте. Я абсолютно точно знаю, что сверхпротекционизм в данном случае только разожжет аппетиты тех, кто нас ждет на отдых в России. Не пойдет это на пользу. Это суровая правда, пока по крайней мере… Да и железный занавес (в любом виде, даже под предлогом безопасности) безусловно, был бы ошибочным решение. Русские курорты должны привлекать своими достоинствами, а не административными запретами иностранных.

Не будем забывать, что внутренний туризм – это ведь не только туризм русских по России. Есть еще и иностранный туризм в Россию. Так вот, жителей России еще можно как-то стимулировать отдыхать в России, но иностранный туризм в Россию никогда не будет массовым, если наши места отдых будут работать по старому принципу «куда ты денешься с подводной лодки». А иностранный туризм в Россию – это не только экономика! Гораздо важнее и культурный фактор, который очень быстро трансформируется в политический. Несомненно, увидев собственными глазами, насколько прекрасна Россия, какие у нас приветливые, дружелюбные, воспитанные люди, иностранцу будет гораздо сложнее верить русофобским агиткам, которые распространяют наши враги…

Только в равной конкуренции с доступными иностранными курортами, помимо добровольного, а не вынужденного внутреннего туризма Россия получит еще и поток иностранных туристов – ведь у нас действительно очень красивая страна и много интересных мест, где стоит побывать. Но пока, к сожалению, в массе своей либо со слаборазвитой инфраструктурой туризма, либо конскими ценами. Исключения есть. Я правда пока не встречал таких исключений (не был я пока в Сочи;)… То что я видел было либо дорого, либо плохо. Мой опыт пока именно таков. Опять же, к сожалению.

Ну а что дальше?

Мы будем покидать все страны, где с нашими гражданами произойдет беда? Кто-то полностью исключает теракты и авиапроисшествия на турецком, например, направлении? На тайском? На кипрском? Да даже на внутрироссийских направлениях?! Не дай Бог, как говорится… Но? Как это можно гарантированно исключать? Неужели кто-то думает, что условные тайцы какие-то гораздо более ответственные, чем условные египтяне? Неужели кто-то думает, что т.н. международный терроризм (а именно о нем идет речь) только в Египте будет вредить нашей стране?

Я считаю приемлемым (и даже необходимым) запрет на туризм в иностранную страну только при откровенно недружественной политике по отношению к России, враждебной и несущей угрозу непосредственно нашим гражданам, явным серьезным системным проблемам с безопасностью, отсутствием адекватной реакции властей иностранной страны на просьбы нашей страны относительно безопасности наших граждан. И то… не то что запрет, а своевременное информирование о таких проблемах и рекомендации со стороны МИД России. В конце-то концов, если уж приспичит, можно даже хоть завтра слетать в тот же Египет через какую-то другую страну… Однако понятно, что рекомендация МИД и рассказы об ужасах в стране, ставят практический крест на массовом туризме.

Но сегодня, ни одного из перечисленных условий я не вижу в Египте. Очень возможно, я жестоко заблуждаюсь… ну, тогда наверное стоит рассказать об этом!

В общем, пока я придерживаюсь мнения, что причиной крушения лайнера была техническая причина. Версия с отрывом хвостовой части в результате давнего удара хвостом о взлетно-посадочную полосу (tail strike) мне кажется более реалистичной, чем преступление совершенное непонятно кем, непонятно каким образом и не оставившее ни одного следа, ни на обломках самолета, ни в аэропорту. Исход России из Египта на долгий срок в связи с этим не поддерживаю.

Вместе с тем, было бы целесообразно совместно с египетскими властями усилить российское влияние и контроль по вопросам авиационной безопасности в основных египетских аэропортах (Каир, Хургада, Шарм-аль-Шейх), да и в других полюбившимся нашим гражданам местам отдыха. Учитывая серьезное влияние российских туристов на экономику Египта, не думаю, что египетские власти будут против.

Массовый исход русских из Египта считаю ошибочным решением, не только играющим на руку геополитическим противникам России, наносящим прямой экономический ущерб дружественной нам стране, снижающим российское влияние в регионе, но и позволяющим «замылить» вопрос, касающийся безопасной эксплуатации авиалайнеров!

На фоне огромной человеческой трагедии, странно выглядят рассуждения о экономике, геополитике, удобстве отдыха, культурном влиянии… Все это понятно, но жизнь – циничная штука и она не останавливается даже после чудовищных трагедий… Люди не могут и не должны жить в вечном страхе и на основании единичных, неподтвержденных случаев отказываться от всего, что несет хоть какой-либо риск. Этот риск есть всегда. Это так. Риск он повсюду. Опасность подстерегает буквально везде. Все вопросы безопасности – это вопросы, к сожалению, напрямую пересекающиеся не только с вероятностью и степенью угрозы, но и со смежными экономическими, политическими и культурными вопросами, да и многими другими. Ведь в определенном смысле, гораздо безопаснее сидеть в тюрьме… там кормят, охраняют, даже возможность самоубийства практически исключена… Но разве это приемлемо для людей?

Безусловно, запрет полетов в Египет абсолютно исключает какие-либо происшествия при полетах в Египет. Причина проста: нет полетов, нет туристов – нет и никаких происшествий с туристами, летящими в Египет или из Египта. Но?… Вопрос остается открытым…

Евгений Шульц

Источник: cont.ws

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий