Сразу же после крушения российского аэробуса в Северном Синае в интернете появился ролик, в котором некий человек, называющий себя главой синайской ячейки «Исламского государства» (запрещенного на территории РФ), объявил, что это именно его группировка сбила самолет. Позже появился еще один ролик, в котором говорится, что самолет был «уничтожен», а не «сбит», как это было в первоначальной версии. Человек, заснятый в роликах, утверждает, что случившееся — «месть России за участие в военной операции на территории Сирии», однако по поводу представления доказательств сообщает, что их не будет: «Мы подождем».
В роликах, которые ныне удалены из публичного просмотра, человек, берущий ответственность за гибель российского лайнера, называет себя Абу Осама аль-Масри. Как сообщают британские источники, это его «исламское» имя, свои настоящие имена террористы предпочитают скрывать. Он египтянин, предположительно ему 42 года. Окончил один из самых известных университетов исламского мира Аль-Азхар в Каире, стало быть, выходец не из бедной семьи. Какое-то время занимался оптовой торговлей одежды. Вот и все, что нам о нем известно.
В публичном пространстве имя Аль-Масри впервые всплыло в 2010 году, когда на севере Синайского полуострова была замечена активность новой исламистской группировки Ансар Бейт аль-Макдис («защитники священного города Иерусалима»), духовным лидером которой он себя и объявил. Костяк группировки составляли бедуины, однако в группе состояли также египтяне и выходцы из Судана. Как сообщили «Новой» наши источники в Египте, тогда (и до сих пор) вся активность группировки была сугубо локальной и проистекала из особенностей географического положения Северного Синая, а также его социального устройства.
Синай коренным образом отличается от остального Египта. Полуостров населяют кочевые племена бедуинов, которые ни по крови, ни культурно не являются родственными египтянам и не ассоциируют себя с остальной, континентальной частью страны.
Административно Синай разделен на две части — южную и северную. Юг полуострова богат. Роскошные отели и развитая инфраструктура давно сделали его меккой для сотен тысяч туристов. Чем больше туристов ехало отдыхать на египетские курорты, тем настойчивее правительство выдавливало бедуинские племена на север, в пустыню. Это вызывало и вызывает острое недовольство коренного населения (Синай населяет около полумиллиона человек).
Северный Синай практически полностью исключен из египетской экономики. В начале 2000-х при тогдашнем президенте Мубараке шли разговоры о строительстве здесь оросительного канала для стимуляции развития сельского хозяйства. Канал даже начали строить, но дело ничем так и не кончилось: риски были признаны слишком большими.
Большая часть Северного Синая перенаселена и бедна. Бедуинам сложно найти работу не только там, но и в самом Египте: они не имеют права служить в египетской армии и работать в органах правопорядка, а других профессиональных навыков у народа, веками державшего в руках оружие, попросту нет. Поэтому главный заработок местного населения — контрабанда товаров и нелегальный транзит людей через границу в соседние Сектор Газа и Израиль.
По договору от 1979 года между Египтом и Израилем, египетские власти имеют право дислоцировать на Синайском полуострове строго ограниченный военный контингент, который в основном контролирует крупные города на побережье Красного моря. Остальная территория Северного Синая государством не контролируется. Зато именно здесь действуют многочисленные исламистские группировки, использующие протестные настроения местного населения для оправдания своих радикальных действий.
На Северном Синае группировка Аль-Масри была одной из многих ничем не примечательных групп. Звездный час для нее настал в 2011 году, когда на фоне революции в Египте она стала самой крупной действующей джихадистской ячейкой в регионе. Тогда группировка присягнула на верность Аль-Каиде (запрещенной на территории РФ) и стала получать финансирование и инструкторов из Йемена (там располагается штаб-квартира Аль-Каиды). Кроме того, в ходе революционного хаоса по всему Египту были распущены тюрьмы, и тысячи заключенных, среди которых были сотни бедуинских вождей, стали возвращаться домой и вливаться в исламистские движения, в основном, чтобы бороться против ненавистных им египетских властей.
После свержения президента Мурси в 2013 году к власти пришли военные во главе с генералом Абдель Фаттах ас-Сиси. Сразу же после инаугурации одним из главных своих приоритетов во внутренней политике он объявил «беспощадную борьбу с террористами Северного Синая».
В апреле 2014 года египетский суд признал Ансар Бейт аль-Макдис террористической группировкой, ее членов стали нещадно уничтожать. В регионе участились контртеррористические спецоперации и точечные рейды правительственных войск. Десятки контрабандистских тоннелей, ведущих в Сектор Газа, были засыпаны. Граница с Газой и Израилем объявлена буферной зоной, которую пытаются контролировать войска.
Подобные действия правительства вызвали ответную волну террора. Подрывы, убийства, обстрелы стали происходить ежедневно. Борьба шла не только за контроль над территорией, но и за физическое выживание региона, для которого контрабанда — единственный источник существования.
В этой ситуации Аль-Масри и приняла решение присягнуть на верность «Исламскому государству», о чем сообщила в ноябре 2014 года. Группировка стала называться Вилаят Синай и подчиняться ИГ. Почти сразу туда потекла финансовая помощь из Катара и Ливии, а значит, и ряды стали пополняться сотнями новых членов. Группировка смогла открыть уже полноценный фронт против египетских войск, связанными ограничениями, наложенными на них договором с Израилем. Тем не менее правительство полно решимости, и с октября этого года начало самое массированное и интенсивное наступление на Северном Синае за последние пять лет. Более того, вырыт канал от Средиземного моря глубиной пятнадцать метров, который должен окончательно перекрыть возможность для сооружения тоннелей через границу.
На фоне этой ситуации 31 октября в пустыне Северного Синая погиб российский самолет. На следующий день группировка Аль-Масри поспешила взять ответственность на себя.
Это заявление политически выгодно для группы, запертой на границе с Израилем, оно выводит малоизвестную ячейку на новый уровень. Уровень, который десятилетиями остается недостижимым даже для специалиста по изготовлению бомб в Аль-Каиде — Ибрагима Аль-Асири. А ведь это именно он изобрел новый вид бомбы для смертников, которую не видят тепловые сканеры. Много лет он безуспешно пытался организовать подрыв хоть какого-то пассажирского лайнера, в чем сам же и признавался. Однако ни одна из попыток этого «узкоспециализированного» террориста не увенчалась успехом: при современных системах безопасности это крайне труднореализуемо, сокрушался он. И вдруг маленькая бедуинская группа заявляет теперь о таком громком преступлении.
Версия теракта на борту самолета действительно не может быть исключена. Однако это не значит, что именно группировка Аль-Масри, основная цель которой — борьба за контроль над контрабандными потоками, причастна к ней. Публикация подобных роликов ставит группировку в выгодное положение «передовиков» среди прочих террористов. Однако провокационный отказ раскрывать детали преступления, а также путаница в обстоятельствах случившегося (самолет «сбит» или «уничтожен»?) оставляет большие сомнения в авторстве Аль-Масри и его подельников.
Источник: rucompromat.com