Ещё одна история эмиграции. Печальная. Печальная, потому что «никогда не вернусь», потому что «изменить ничего невозможно». Потому что когда ты в ответе за своих детей, многое начинаешь оценивать иначе. Татьяна, 32 года, «эвакуировала» (цитируем респондента ) в 2011 году, живёт в Лондоне, домохозяйка.
«Когда переехал…»: нет ничего страшнее, чем отсутствие надежды
Всё банально – после кризиса вся семья осталась без работы. Я работала младшим персоналом в банке, мама инженером, брат прорабом. Сразу возникла мысль уезжать на заработки. Но я не вернулась, потому что резко ощутила разницу. Я сравнила, КАК ко мне относилось государство в стране, где я родилась, работала и платила налоги, и государство, где я, по сути, гость! В Латвии многое мне не нравилось, но разве можно что-то изменить? Родители и я родились в стране и были негражданами – сдавали экзамен на гражданство. Были и межнациональные разногласия. Государственная система в целом, равнодушное отношение к незащищённым социальным слоям в обществе, инвалидам, одиноким матерям, пенсионерам, – всё это мне не нравилось. В Латвии ты должен быть “на коне”, а если вдруг у тебя возникли проблемы, то ты не защищён никак. А ведь никто не застрахован…
Уезжать было не страшно. Нет ничего страшнее, чем глаза голодного ребенка и отсутствие надежды на будущее, поэтому я уезжала с огромной радостью, как будто ждала этого всю жизнь. Это как-то подсознательно, меня никто не агитировал.
Здесь, в Англии, защищены самые уязвимые слои общества: матери-одиночки, дети, пенсионеры, инвалиды. О них заботится государство, обеспечивая социальные программы.
Адаптация
Единственное – мне не хватало языка. А в целом я очень втянулась в новую жизнь. Я чувствовала себя очень комфортно в Лондоне: люди приветливые, вежливые. Каждый готов помочь, подсказать. В Латвии я такого не наблюдала, после кризиса основная масса людей в Риге выглядела измученной и депрессивной. Оно и понятно: постоянные мысли о том, где взять денег и как прокормить семью …
Конечно, всё далось не сразу. Были трудности не только с языком, но и с жильём. Зато с работой всё было как раз в порядке. Ребёнку на момент отъезда было 3 года, дети быстрее адаптируются, и дочка вникла в новую жизнь гораздо быстрее меня.
Pro et contra
Минусов нет. Плюсы во всём. Всегда можно найти работу. Среди людей позитивные настроения. Есть надежда на светлое будущее и ощущение некой стабильности.
Есть, конечно, слабые стороны. Например, здравоохранение: от всех болезней здесь одна таблетка.
Латвия: «одним словом – печально»
Я интересуюсь жизнью в Латвии постольку-поскольку, иногда натыкаюсь на новости в интернете; к сожалению, не могу вспомнить ни одной хорошей. Ездить туда лишний раз мне не хочется. Я там уже всё посмотрела, пора посмотреть и другие места.
О нынешней политической и социальной обстановке в Латвии могу высказаться одним словом – печально. Почему? От статистики никуда не денешься – столько уехало людей из Латвии не от хорошей жизни. Вот и печально. Потому что, насколько я знаю, а я общаюсь с эмигрантами, все очень любят Латвию. Но после кризиса большинству там стало просто невозможно жить – всё упирается в деньги.
Вернуться в Латвию? Хоть и принято думать «никогда не говори никогда», но всё же – нет. Я знаю, что есть некий процент людей, которые вернулись. Причины у всех разные. Конкретно я не рассматриваю такой вариант. Изменить ничего невозможно. Это система, против которой не пойдёшь. Разве мы можем повлиять на «политическое состояние нашей страны»?
Если перебираться из Лондона, то я думала тоже только об Англии, о какой-нибудь деревеньке здесь…
Самоидентификация
Никогда над этим вопросом не задумывалась. Скажем, я себя чувствую русскоговорящей латышкой и полноценным жителем Англии. Кем будет дочка – не знаю, главное, чтобы была счастлива. Думаю, она сама определится. Если захочет жить в Латвии, почему бы и нет?
Источник: rubaltic.ru