Завтра Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2016 год. У председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой ряд прогнозов, на которых основаны бюджетные построения, вызывает скепсис. Свои замечания она высказала на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
Так, в бюджете предполагается переход от заметного сокращения масштабов экономики (96,1 процента – в 2015 году) к ее некоторому росту, в пределах статистической погрешности, – 100,7 процента и ВВП 78,6 триллиона рублей. Его вероятность исходит из ожиданий увеличения материальных запасов и потребительского спроса и затем – улучшения внешнеторговой деятельности и восстановления инвестиционного спроса.
Однако этот вывод глава СП считает неоднозначным. По ее мнению, этих факторов может оказаться недостаточно для восстановления экономического роста при снижении инвестиционной активности и сохранении внешних санкций.
Одним из основных инструментов факторов поддержания роста был потребительский спрос. Он зависит от настроения домашних хозяйств, а оно ныне диктуется негативными тенденциями рынка труда и падением реальных доходов населения. Розничную торговлю ожидает стагнация. Увеличение товарных запасов во многом зависит от оценки хозяйствующими субъектами перспектив развития и уровня их доверия к экономической политике. Пока обе оценки невысоки.
Не видны явные шаги по переходу к фактору инвестиционного спроса. При ожидаемой динамике доходов населения, реальной зарплаты и оборота розничной торговли даже в 2018 году мы не достигнем уровня 2014 года.
Наиболее важные макроэкономические показатели в прогнозе – ВВП и уровень инфляции. Вероятное снижение ее в следующем году практически вдвое – с 12,2 до 6,4 процента тоже недостаточно обосновано. Этому препятствуют низкая конкуренция на внутреннем рынке инвестиционных и потребительских товаров, укоренившиеся проинфляционные настроения, структура обязательных платежей в бюджет со ставкой на косвенные доходы (НДС, пошлины, акцизы).
Девальвация как будто бы должна сокращать издержки предприятий, но ее эффект «съедается» старением производственных фондов, отсутствием системного и сбалансированного подхода к стимулированию долгосрочных накоплений. Ну и никто не отменял действие высокой ставки банковского процента.
Степень износа производственных фондов поднялась до 49 процентов, а в секторах добычи полезных ископаемых, рыболовства, строительства, транспорта и связи, образования, здравоохранения – превысила эту отметку. В обрабатывающих отраслях свыше 2/3 потока инвестиций направляются не в высокотехнологичные производства, а в сферы, напрямую не связанные с импортозамещением.
Уже сейчас старение основных фондов лимитирует потенциал пищевой промышленности, хотя производственные мощности по мясу и субпродуктам домашней птицы недозагружены на четверть, а по сливочному маслу и крупам – на 2/3. Отсюда возникают риски неполной компенсации выпадающих объемов продовольственного импорта.
Известно, что группа населения с доходами ниже прожиточного минимума сегодня выросла до 21,7 миллиона человек. Но из социально-экономическом прогноза адресная поддержка граждан, находящихся за чертой бедности, выпала.
Особый акцент председатель СП сделала на выполнениях поручений Президента РФ. Здесь тоже не все благополучно. В плановом порядке не исправляется ситуация с накопившейся дебиторской задолженностью 1,4 триллиона рублей по доходам. В Федеральные адресные инвестиционные программы по-прежнему включаются объекты с низкой степенью технической готовности и отсутствием необходимой документации. Наконец, третье поручение Путина – не выделять бюджетные ассигнования туда, где есть остатки по неисполнению – выполнено, но наоборот. Предложено их перечислять на счета казначейства. Такая затянутая процедура также может обернуться неэффективным использованием средств.
Глава счетного ведомства концептуально затронула вопрос о межбюджетных отношениях и предложила от косметических поправок перейти к кардинальным изменениям. Она назвала абсолютно неуправляемой практику планирования большого количества субсидий. Среди отмеченных недостатков – низкий процент распределения некоторых межбюджетных трансфертов, отсутствие в дотациях компенсации в связи с действием консолидированных групп налогоплательщиков. Счетная палата призвала также Минфин подумать над методологией расчёта налогового потенциала при определении размера дотации по налогу на прибыль.
Еще один вопрос, на который Татьяна Голикова не нашла ответа, Минфину, несомненно зададут при прохождении бюджета в парламенте. Неясно, как будут использоваться зарезервированные в качестве антикризисных средств при отсутствии антикризисного плана.
Людмила Глазкова
Источник: russia-today.ru