Регулярная армия САР и отряды ополчения перешли в стремительное наступление на юге провинции Алеппо.
По сообщениям СМИ, бойцы сирийских вооруженных сил освободили город Хадер, который являлся оплотом террористической группировки «Джабхат ан-Нусра». А также овладели поселком, где располагались укрепленные позиции террористов. Наступление, которое поддерживает авиация Воздушно-космических сил России, продолжается.
Ранее солдаты сирийской армии при поддержке ВКС прорвали блокаду террористов «Исламского государства» вокруг аэродрома Квейрис, расположенного в провинции Алеппо, который находился в окружении боевиков в течение двух лет. Обозреватель швейцарской газеты «Нойе цюрхер цайтунг» назвала это крупной военной победой правительственных сил. Но заметила: «Тем не менее, ввиду нехватки кадров в правительственной армии, нет никакой уверенности, что она сможет удержать Квейрис».
В свою очередь, как сообщили в Вашингтоне, в ночь на 13 ноября ВВС США предприняли попытку уничтожения террориста «Исламского государства», именующего себя «Джихади Джон». Авиаудар был нанесён по сирийскому городу Ракка, однако факт ликвидации террориста не подтвержден. «Джихади Джон» – псевдоним боевика Мохаммада Эмвази, он – гражданин Великобритании, получил образование программиста в университете Вестминстера. В августе 2014 года Эмвази впервые появился на видеозаписи казни американского фотожурналиста Джеймса Фоули, который был похищен в Сирии в ноябре 2012 года. Палач также казнил позже еще несколько журналистов.
Появились сообщения и об активизации французской авиации. Самолеты ВВС Франции нанесли удары по сирийским нефтяным месторождениям в провинции Дейр-эз-Зор, находящимся в руках боевиков группировки «Исламское государство». Объясняя выбор цели, западные журналисты пишут: основной объем нефти, который попадает в руки ИГ, добывается как раз на территории провинции Дейр-эз-Зор, в среднем в сутки там получают около 34−40 тысяч баррелей, что позволяет боевикам зарабатывать в среднем 1,5 миллиона долларов в день. Со ссылкой на не названного по имени сирийского бизнесмена британская «Файнэншл таймс» уверяет, что с боевиками вынуждено вести дела даже правительство, поскольку дизельное топливо необходимо и для доставки воды, и для сельского хозяйства, и для больниц, и для офисов. «Если поставки прекратятся, все замрет», – подчеркнул предприниматель в беседе с английским журналистом.
Востоковед Сергей Медведко считает, что французы, нанося удары по нефтяным месторождениям, ведут беспроигрышную игру. «С одной стороны, в глазах России и тех, кто борется против «Исламского государства», Париж выглядит страной, которая принимает активное участие в борьбе с экстремистскими вооруженными группами в Сирии, – замечает политолог. – Но с другой стороны, французы известны своим враждебным отношением к режиму Башара Асада. А, поскольку нефтяные месторождения и существующая инфраструктура на самом деле принадлежат сирийскому правительству, то получается, что французские ВВС ослабляют экономику не только противника в лице экстремистов, но и правительства Асада, которое, судя по всему, еще долго будет у власти. В общем, налицо этакая французская хитрость, «одним камнем свалить двух птиц»: лучше бить по нефтяным скважинам, чем наносить удары непосредственно по скоплению живой силы противника и военным объектам, и вызвать недовольство тех, кто их спонсирует».
Эксперт также опровергает утверждения британского журналиста о приобретении властями Сирии ГСМ у боевиков. Как он поясняет, отдельные торговцы и частные компании заключают соглашения с исламистами, затем «частники» перепродают купленную нефть государственным структурам, но уже за другие деньги. «Как говорится, война войной, а бизнес бизнесом», – напоминает С. Медведко.
Что касается политики Вашингтона, то ее очень точно охарактеризовал корреспондент французской газеты «Бульвар Вольтер». «После теракта на российском лайнере над Синаем, который унес жизни 224 человек, мы узнаем из «Уолл-стрит джорнэл» (американская газета – ред.), что ЦРУ призывает аравийцев и турок передать «отобранным сирийским повстанцам» оружие, способное сбить пассажирские лайнеры, – пишет он. – Возникает вопрос: как вообще Джон Керри может смотреть в лицо Сергею Лаврову на переговорах в Вене?! Пентагон разворачивает войска в Сирии, а Вашингтон поддерживает поставку оружия «умеренным» противникам режима через аравийцев и турок. Просто в голове не укладывается, что речь идет о ПЗРК, способных сбить пассажирский лайнер».
США ведут себя с Россией так, словно она Гондурас или Гренада, их безумию просто нет предела, считает автор материала.
Говоря о встрече С. Лаврова и Д. Керри, журналист имеет в виду министерское заседание группы поддержки Сирии в столице Австрии, которое пройдет 14 ноября. В Вене соберутся представители России, США и эмиссара ООН, ожидается присутствие Франции, Великобритании, Германии, Саудовской Аравии, Турции, Ирана и других региональных игроков, а также представителей ЕС, Лиги арабских государств и Организации исламского сотрудничества.
Глава МИД Ирака Ибрагим Джафари расшифровал повестку дня встречи: речь на ней пойдет о способах достижения политического урегулирования в Сирии и предоставлении необходимой помощи этой стране. По его словам, первая аналогичная встреча, состоявшаяся в Вене в конце октября, дала хорошие результаты: была подтверждена необходимость политического решения в Сирии, а «вопрос о будущем режима не затрагивался вовсе, решение оставлено за сирийским народом».
По данным американских журналистов, министры также обсудят, каким политическим группировкам разрешат участвовать в выборах, а какие будут признаны террористическими. Как ранее заявил заместитель главы российского МИД Михаил Богданов, Москва ожидает, что на встрече в Вене будут представлены списки террористических групп. При этом дипломат отметил, что вопрос о террористическом характере различных сирийских группировок «остается открытым, и его следует прояснить». По словам М. Богданова, «наработки должен представить и Стаффан де Мистура, специальный представитель Генерального секретаря ООН по Сирии, и другие наши партнеры тоже предложат свои варианты таких списков – так, чтобы мы, в конечном итоге, желательно на следующих встречах, согласовали общий список, понятный и приемлемый для всех участников группы содействия Сирии».
Источник: stoletie.ru