Похоже, что российская экономика достигла нижней точки и вступила в фазу оживления. Опубликованные в четверг данные за третий квартал показывают, что при нынешних ценах на нефть она нашла для себя новую норму. Однако стабилизация в таких условиях — вещь ненадежная: нефти надо немного подняться в цене, чтобы в стране не начался новый спад — а если цены поползут вниз, вместе с ними пойдут под нож и разрекламированные президентом Владимиром Путиным социальные программы.
С июля по сентябрь валовой внутренний продукт в стране снизился на 4,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, опровергнув прогнозы аналитиков, предвещавших спад в 4,3 процента, и продемонстрировав серьезное улучшение на фоне предыдущего квартала, когда снижение составило 4,6%. Эти цифры выглядят особенно хорошо, если к ним присовокупить рост промышленного производства в 0,1% после спада на протяжении двух кварталов. Если такая тенденция сохранится следующие два квартала, то Россия во втором квартале 2016 года может продемонстрировать рост, а Путин со своими помощниками сможет заявить, что страна преодолела неприятности, несмотря на нескончаемые войны, идущие с середины 2014 года, и западные экономические санкции.
Но последние данные несколько обманчивы. Причиной крохотного улучшения стало увеличение добычи энергоресурсов, а внутренний рынок пока еще не достиг нижней точки. В сентябре был отмечен 10,4% спад розничных продаж в годовом исчислении, ставший самым крупным снижением за весь 2015 год. Квартальное снижение за июль-сентябрь составило 9,5%. Продолжалось сокращение инвестиций: в третьем квартале они уменьшились на семь процентов, и это было самое крупное падение с 2010 года.
Все это указывает на то, что российская экономика не получает толчок к развитию от импортозамещения, как это было после дефолта 1998 года, хотя Путин рассчитывает на него и даже стремится ускорить замену импорта, введя эмбарго на поставки западного продовольствия. Резкое падения курса рубля просто вынудило россиян меньше тратить, потому что цены выросли на 16%, а частные компании не вкладывают средства в местное производство, что может быть вызвано чрезмерным и репрессивным регулированием.
Правительство не видит иных источников роста, кроме углеводородов, а поэтому сейчас оно впервые с 2008 года работает над одногодичным бюджетом. В более стабильные времена Россия составляла бюджет на три года. Этот бюджет основан примерно на тех же цифрах доходов и расходов, что и в 2015 году, однако Министерство финансов предупреждает, что из 13,7 триллиона рублей запланированных доходов один триллион может не поступить.
Такая потенциальная недостача связана с нефтью. Бюджет формировали из расчета 50 долларов за баррель марки Brent, которая является европейской контрольной точкой. Но поскольку пустившийся в свободное плавание рубль неотступно следует за ценой Brent, то в случае ее снижения количество рублей в бюджете должно остаться без особых изменений. Русские будут покупать еще меньше импортных товаров и реже ездить за границу, но Путин об этом особо не задумывается. Беда в том, что Россия продает не марку Brent, а экспортирует другую смесь — Urals, которая в 2015 году стоила примерно столько же, но сейчас подешевела почти на четыре доллара за баррель. Причиной может быть усиление конкуренции со стороны Саудовской Аравии, которая начала поставлять нефть на традиционные российские рынки, такие, как Польша и Швеция.
В будущем году ценовая разница может еще больше увеличиться, если на рынки Европы пойдет нефть из Ирана.
Снижение цен на Urals отразится на российских доходах от импорта, но не на курсе рубля, потому что эта марка не является ценовым эталоном для валютных рынков. По этой причине увеличение разницы болезненно ударит по российскому бюджету.
Пока в проекте бюджета, к обсуждению которого парламент может приступить в пятницу, заложен дефицит в 2,8%. Чтобы сохранить его на таком низком уровне, правительство планирует прибавку к пенсиям на рост стоимости жизни, составляющую лишь треть инфляционных показателей. А для тех 15 миллионов россиян, которые получают пенсии, но продолжают работать, никаких прибавок не будет.
Расходы на здравоохранение сократят на 8%, а на образование — на 8,5%. Российские регионы лишатся части федеральных субсидий.
В то же время правительство Путина не намерено сокращать военные расходы, которые съедают до 19% бюджета, и не планирует уменьшать общие государственные затраты. «Это не бюджет выживания, это бюджет сохранения власти», — написала недавно в своей передовице деловая газета «Ведомости».
Правительство ждет, когда цены на нефть начнут расти, что весьма сомнительно, если посмотреть на последние прогнозы Международного энергетического агентства. Но оно также делает ставку на долготерпение российского народа, рассчитывая, что он смирится с уменьшением вложений в человеческий капитал. Если народ начнет проявлять недовольство, устойчивые расходы на органы безопасности, оборону и правительство предотвратят волнения. Наверное, эта ставка — менее рискованная, чем ставка на нефть, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Но такую политику вряд ли можно назвать дальновидной.
Леонид Бершидский
Источник: inosmi.ru