Правительство не поддержало прогрессивную шкалу налогообложения

Правительство не поддержало прогрессивную шкалу налогообложения

Законопроект «эсеров», по мнению чиновников, грозит возрождением «серых» схем и занижением реальных сумм заработной платы работодателями и сотрудниками.

Правительство не поддержало сразу два законопроекта, предлагавших ввести прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц. Оба законопроекта в свое время разработали депутаты «Справедливой России». В Министерстве экономического развития видят риск того, что переход к прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ может привести к возобновлению практики использования налогоплательщиками так называемых «серых» схем уклонения от уплаты налога, в том числе к занижению реальных сумм заработной платы.

— В настоящее время наблюдается стабильность собираемости данного налога, что является немаловажным аргументом в пользу сохранения действующей шкалы налогообложения НДФЛ. Кроме того, в обозримой перспективе (ближайшие 4 года) планируется сохранение существующего уровня налоговой нагрузки в связи с принятым и отраженным в послании президента России Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года решении «зафиксировать» действующие налоговые условия. Указанное означает, что текущий уровень налоговой нагрузки не должен повышаться, — аргументировала «Известиям» представитель Министерства экономического развития Елена Лашкина отрицательное заключение на законопроект.

Согласно данным, размещенным на сайте Минфина РФ, в 2014 году в консолидированный бюджет РФ поступило 2,7 трлн рублей подоходного налога, а все доходы бюджета составили 26,4 трлн рублей.

Минфин не ответил на запрос «Известий». В Министерстве юстиции обещали предоставить комментарий позднее.

Законопроект группы депутатов (С.М. Миронов, В.Г. Швецов, В.К. Гартунг, М.В. Емельянов, А.Г. Тарнавский, Т.Н. Москалькова, Г.С. Носовко) предлагал ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам, превышающим в год на одного человека 24 млн рублей.

То есть для тех, кто зарабатывает в год меньше 24 млн рублей ничего не изменится. В то же время если годовой доход составляет от 24 млн до 100 млн рублей, то гражданин должен был бы заплатить, по мнению авторов законопроекта, 25%, то есть почти в два раза больше, чем нынешние 13%.

Доход от 100 млн до 200 млн рублей депутаты предлагали облагать налогом в 35%. А если доход превышает 200 млн рублей в год, то его владелец должен был отдать в бюджет половину.

Учитывая указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, законопроект затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится большая доля доходов трудоспособного населения нашей страны, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

При этом авторы ссылались на данные УФНС по Москве за 2013 год, согласно которым доходы, превышающие 24 млн рублей в год, задекларировали около 2,8 тыс. человек. Доходы от 24 млн до 100 млн рублей получили 2,1 тыс. человек. Доходы от 100 млн до 200 млн рублей получили 347 человек. А доходы, превышающие 200 млн рублей задекларировали 320 человек.

Концепция законопроекта и ставки соответствуют опыту практически всех развитых стран, говорится в пояснительной записке. Так, во Франции доходы, превышающие €1 млн в год, облагаются налогом по ставке 75%. В Германии доходы, превышающие €250 тыс. в год, облагаются по ставке 45%. В Великобритании доходы, превышающие £150 тыс. в год, облагаются по ставке 45%. Также высоки предельные ставки и в других европейских странах. В Израиле — 57,0%, в Швеции — 56,6%, в Бельгии — 53,7%, в Дании — 52,2%, в Нидерландах — 52,0%.

По мнению авторов законопроекта, он создает условия, «стимулирующие направление прибыли не на личное обогащение владельцев предприятий, а на развитие этих предприятий».

Законопроект, разработанный депутатом Олегом Ниловым, предлагал облагать доходы по меньшим ставкам, чем законопроект его коллег по фракции: до 120 тыс. рублей включительно — 0%; свыше 120 тыс. рублей, но не более 12 млн рублей — 13%; свыше 12 млн рублей, но не более 100 млн рублей — 18%; свыше 100 млн рублей, но не более 500 млн рублей — 23%; свыше 500 млн рублей — 28%.

По мнению автора второго законопроекта, учитывая указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, законопроект затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится львиная доля доходов трудоспособного населения нашей страны.

— Положения законопроекта, ухудшающие материальное положение граждан, распространяются, согласно статистике, не более чем на 0,2% социально активного населения страны. При этом совокупный объем доходов данных граждан составляет почти 30% всех доходов граждан России, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Предлагая ввести прогрессивную шкалу налогообложения, автор законопроекта Олег Нилов выступает за выравнивание доходов граждан, сокращение разрыва в доходах между самыми высоко- и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц, обеспечение принципов социальной справедливости.

Прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ существовала в Российской Федерации до 2001 года. Минимальная ставка налога при этом составляла 12%, максимальная — 35%. При этом, по данным ВЦИОМа (Всероссийский центр изучения общественного мнения), граждане с самой высокой оплатой труда, подпадающей под повышенную процентную ставку, в основном являлись получателями неофициальных доходов, с которых не удерживался налог.

Тема ввода прогрессивной шкалы налогообложения периодически возникает в Госдуме. Так, депутат КПРФ Николай Рябов в июне внес законопроект, предполагающий дифференцированное налогообложение — для граждан с зарплатой ниже прожиточного минимума предлагалось вообще отменить налог, а для миллионеров — повысить его до 16%. Правительство РФ не поддержало этот законопроект в августе этого года. Как говорилось в официальном заключении кабмина, реализация изменений «приведет к увеличению налоговой нагрузки на наиболее экономически активную часть населения».

Эльдар Ахмадиев

Источник: izvestia.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий