Последние дни Кабула

Массовые протесты в афганской столице могут перерасти в межплеменную войну.

Со вторника в Кабуле идут многотысячные митинги. Люди возмущены бездействием властей, которое привело к гибели заложников в провинции Забуль, где несколько дней тому назад были обнаружены обезглавленные тела семи заложников-хазарейцев, женщин и детей, захваченных боевиками «Исламского государства» еще летом. И если раньше речь шла о недееспособности президента и правительства, то сейчас началась актуализация лозунга об их нелегитимности.

Вчера Силы безопасности Афганистана открыли огонь по демонстрантам, прорывавшимся на территорию президентского дворца. Как сообщают местные СМИ, ранение получил корреспондент афганского телеканала Нур, который вел прямое вещание с места событий. После этого власти прекратили трансляцию происходящего.

После столкновения с Силами безопасности демонстрантом удалось прорваться не территорию президентского дворца, где к ним вышел на переговоры заместитель начальника генштаба ВС ИРА генерал Муродали Мурод. Напомним, что накануне вечером в президентском дворце срочно собрался Совет безопасности Афганистана. Как сообщил журналистам заместитель пресс-секретаря президента Афганистана Зафар Хишими, тема заседания — проблема захвата заложников, из-за чего и начались массовые выступления.

Уже вечером президент Афганистана Ашраф Гани выступил с экстренным обращением к народу, где, в частности, заявил, что все народы Афганистана — пуштуны, таджики, хазарейцы, узбеки, туркмены, белуджи и другие —  должны объединиться против преступников из международной террористической организации, чтобы защитить свои дома и семьи. Но как считают эксперты, сегодняшнее правительство Афганистана не может являться объединяющим фактором. Кроме того, легитимность самого президента вызывает сомнения.

Эксперт по Центральной Азии Илхом Нарзиев считает, что тактика ИГИЛ по разжиганию раздора между различными религиозными и этническими группами Афганистана начинает давать плоды. Все это мы сейчас можем наблюдать в Кабуле, где антиправительственная демонстрация собрала многие тысячи сторонников.

«В Ираке игиловцам это удалось гораздо быстрее. ИГ с момента появления на территории Афганистана, убивая хазарейцев руками пуштунов, пыталось настроить их против национального большинства в стране. До недавних пор им не удавалось спровоцировать большие массы людей на протестные акции. В этот раз митинг хазарейцев по поводу жестокого убийства их соплеменников на территории населенного пуштунами уезда Хоки-Афгон провинции Забуль поддержали таджики, узбеки и другие нацменьшинства», — пояснил РП Илхом Нарзиев.

Также эксперт отметил, что, судя по настроениям их политических лидеров, они намерены бороться до полной отставки команды Гани, которую они считают нелегитимной, недееспособной, назначенной госсекретарем США Джоном Керри. Правительство «Вахдати милли» (Национального единства) они называют правительством «Вахшати милли» — национального ужаса.

«Они считают, что это правительство не выполнило ни одного обещания, взятого на себя перед выборами: обещали мир, но страна находится в состоянии небывалой войны, практически любая провинция может пасть, как недавно Кундуз, из-за этого еще больше вырос поток беженцев, а экономика потерпела полный крах. Дальнейшее существование этого правительства, по мнению несогласных, ставит под угрозу само существование афганского государства», — отметил Нарзиев.

На сегодняшний день ситуация уже на грани вооруженного противостояния, но уже не  правительства Гани с «Талибаном» или ИГ, а с собственными гражданами, которые готовы взять в руки оружие. То, что охрана президента вчера открыла огонь по безоружным демонстрантам, в результате чего ранено не менее десяти человек, в том числе и журналист телеканала Нур, может иметь опасные последствия и спровоцировать  ответную реакцию. Не стоит забывать и о группировке муллы Мансура, которая также, как и «Исламское государство» может воспользоваться ситуацией.

Забуль: кровь и песок противоречий

В книге «Необходимость поиска новых парадигм на афганском векторе» профессор Александр Князев пишет, что практика проведения переговоров между различными этнополитическими силами — давняя традиция афганского общества и государства. Но противостояние нескольких десятилетий, устойчиво приобретающее характер гражданской войны, отягощенной иностранной оккупацией, ставит на повестку дня участие в переговорном процессе внешние силы.

Зайти не с Кабула, но с Кветты

Жесткое противостояния талибов с международными террористическими организациями, так или иначе, выделяет старый «Талибан» Мулло Муххамада Ахтара Мансура среди других групп и делает его переговорной стороной между талибами и правительством. С другой стороны, межплеменные противоречия и выступления, которые мы сегодня можем наблюдать в Кабуле, чреваты новой волной гражданской войны и распадом страны на этнические анклавы. А вот тогда уже переговоры вести будет не с кем, да и незачем.

Нынешнее афганское правительство, которое не отвечает запросу ни национального большинства — пуштунов, ни нацменьшинств, больше не способно давать гарантии безопасности в регионе, что вынуждает Россию обратить более пристальное внимание к проблемам центрально-азиатского соседа. Решением афганского вопроса отчасти могли бы стать переговоры с крупными региональными игроками в исламской республике. Политика американской администрации по насаждению марионеточного правительства Кабула продемонстрировала свою несостоятельность, поставив под угрозу само существование государства, неспособного обеспечить национального согласия. В связи с этим заигрывание с официальным руководством будет только пустой тратой времени. А чаще всего и больших денег.

Возвращение России в регион не только возможно, но и актуально, учитывая события на соседнем Ближнем Востоке. Профессор Князев напоминает, ситуация, сложившаяся во внешнеполитическом позиционировании России, в частности — на западном направлении внешней политики и на ее южных рубежах, объективно подталкивает Россию к смещению центра своих геополитических интересов в Азию. «Речь идет не столько о восстановлении «международного равновесия» или о формировании «многополюсности» нового мироустройства, сколько о новой трактовке традиционной для России идеи обеспечения безопасности границ за счет их расширения или как минимум расширения «зоны спокойствия» вокруг России».

Главное правильно выбрать партнеров. Вот в этом и есть весь вопрос.

Источник: cont.ws

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий