Фирма-однодневка пытается в стиле Навального получить конфиденциальную информацию о деятельности трубопроводной монополии.
В Арбитражном суде Москвы 14 декабря будет рассматриваться иск никому не известного ООО “Прожектор” к государственной компании «Транснефть», сообщили 9 ноября «Ведомости». Истец, владеющий 141 привилегированной акцией компании (0,0019%) уставного капитала, требует признать свои акции голосующими. По закону, привилегированные акции могут быть переведены в разряд голосующих обыкновенных акций, если общество в течение двух лет не выплачивает на них дивиденды. В настоящее время все голосующие акции “Транснефти” находятся в государственной собственности.
Истец считает, пишут «Ведомости», что «Транснефть» выплачивает дивиденды не в полном размере, намеренно занижая размер прибыли компании. А невыплата или неполная выплата дивидендов владельцам привилегированных акций дает им право согласно п. 5 ст. 32 закона «Об акционерных обществах» участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции.
В конце августа «Прожектор» потребовал от «Транснефти» предоставить более 1000 заверенных печатью общества копий документов, в том числе всех заключенных в период с 1 января 2011 г. гражданско-правовых договоров на транспортировку нефти и дополнительных соглашений к ним. Представитель «Транснефти» заявил по этому поводу «Ведомостям»: «Такой беспрецедентный объем одновременно запрошенных документов с учетом крайне незначительного принадлежащего акционеру пакета акций, не имеющего возможности каким-либо образом влиять на управление «Транснефтью» и извлекать соответствующую прилагаемым усилиям материальную выгоду от владения несколькими ценными бумагами, указывает на отсутствие законного интереса в получении информации, умышленном создании дополнительных трудностей в деятельности компании». В монополии также заявляют, что в условиях текущей геополитической напряженности «сохранение существующего порядка обеспечения доступа владельцев привилегированных акций к практически неограниченным объемам информации при очевидном отсутствии у них возможности влиять на управление обществом значительно нарушает разумный, обоснованный и приемлемый баланс интересов между самим акционерным обществом и акционерами-владельцами привилегированных акций».
ООО «Прожектор» имеет признаки типичной фирмы-пустышки. Зарегистрирована 25 февраля текущего года с уставным капиталом 10 тыс. рублей, основной вид деятельности – вложения в ценные бумаги.
Мягкая формулировка «Транснефти» о нарушении баланса интересов «между самим акционерными обществом» и «владельцами привилегированных акций» не полностью соответствует действительности. В случае получения «Прожектором» по решению суда данных обо всех договорах на транспортировку нефти, эта конторка станет обладать информацией о деятельности всех субъектов российского топливного рынка. И та компания, в интересах которой действует «Прожектор», получит стратегическое преимущество в анализе рынка для более успешной торговли нефтью, и, не исключено, для рейдерских атак на конкурентов.
Чей же заказ выполняет «Прожектор», действуя в стиле а-ля Навальный? В СМИ вброшена версия, что за «Прожектором» стоит компания UCP Ильи Щербовича.
UCP, по данным источника «Ведомостей», – крупный миноритарий «Транснефти». А сам Илья Щербович – бывший член Совета директоров «Роснефти». Основатель «Вконтакте» Павел Дуров, который под давлением продал UCP свой пакет социальной сети, был убежден, что за совладельцем UCP стоит президент «Роснефти» Игорь Сечин.
Логический круг замкнулся, но это только предположения. Нет никаких фактов, которые бы подтверждали, что за иском «Прожектора» стоит именно Щербович, нет независимого подтверждения, что Щербович – крупнейший владелец привилегированных акций «Транснефти», и нет доказательств, что Щербович (если за иском стоит он) действует в интересах Игоря Сечина. Поскольку расходы на подобный судебный процесс не слишком велики, профинансировать «Прожектор» могли очень многие исходя из каких-то своих соображений.
Аналитики Sberbank CIB 10 ноября предложили такую версию событий. Учитывая, что истцу принадлежит всего 141 акция, добиваться признания их голосующими нет особого смысла, считают в банке. Но поскольку привилегированные акции (1,55 млн. шт.) в общей сложности составляют почти 22% акционерного капитала «Транснефти», в случае признания их голосующими крупнейшие владельцы привилегированных акций смогут влиять на политику компании – например, выдвигая кандидатов в совет директоров. В Sberbank CIB полагают, что иск подан именно с этой целью. В публикации банка имена интересантов иска не названы. При этом банк не поменял свои рекомендации относительно целевой цены акций компании.
«Транснефти» иск по большому счету не страшен, что бы ни решил суд, на ее деятельность это никак не повлияет, к тому же «Транснефть» и так публикует сводные данные по транспорту нефти. Главе монополии Николаю Токареву также опасаться нечего, ибо размер дивидендов и порядок их уплаты определяются правительством как 100%-ным владельцем всех голосующих акций.
Источник: topneftegaz.ru