Образование по-исламски: Пакистан

Образование по-исламски: Пакистан

Конечно же, в Пакистане можно получить и исламское, и светское образование. Однако, достаточно много людей до сих пор совмещают оба. Более того, система светского образования «заточена» под то, что как минимум часть обучающихся захочет именно совмещения.

Кари – исламское образование с нуля.

Едва-едва рождается маленький пакистанец, как с этого самого момента начинается его исламское образование. Для российского светского общества это звучит странно, но ислам в традиции пакистанцев проник столь глубоко, что все происходит автоматически. Если ребенок начинает плакать, а потом и падать (при осваивании сидения и ходьбы), то заботливые родственники в качестве утешения тут же восклицают «Бисми Ллах»! Только-только научившегося сидеть или ходить мальчика отец, а чаще дедушка, берет в мечеть с собой. И не специально, для обучения исламу, а потому, что пойти куда-то и взять ребенка с собой – это норма общества. Так, незаметно, ислам входит в жизнь маленького пакистанца. Но все же – это пока не настоящее обучение, а просто – стиль жизни.

Когда ребенок начинает осмысленно говорить (а это лет с 2-3), хотя чаще, если у него есть старшие братья или сестры, то и ранее, он начинает посещать курсы обучения чтению Корана и основам ислама при ближайшей мечети. Они бесплатны и проводятся несколько раз в день, так, чтобы всем детям данной местности было удобно на них ходить. В роли учителя выступает, как правило, имам данной мечети или его помошник.

Для детей на этих курсах разработана маленькая книжка «Супара» в которой все основы ислама и арабского языка изложены. Но – она не служит пособием для обучения именно чтению. Как правило, все заучивается со слов учителя наизусть. А читать ребенок научится тогда, когда пойдет в светскую школу. Наизусть учатся суры Корана, намаз, некоторые дуа… Учитель довольно громко говорит очередную фразу, и за ним дети по очереди ее повторяют, пока не запомнят все. Стоит ли говорить, что эффективность такого способа обучения очень низка и оно растягивается на долгие годы? Хотя – до недавнего времени это была едва ли не единственная возможность получить хоть минимальное образование для детей из бедных семей.

И конечно же, этот способ исламского образования полностью упирается в личность самого имама-учителя. Если это хорошо образованный, эрудированный человек, то и знания он сможет передать крепкие и качественные. Если же нет – возразить учителю, тем более учителю ислама «не придет в голову» ни одному пакистанцу. Здесь авторитет учителя не подлежит ни малейшему сомнению. Именно из-за этого зачастую исламское образование подменяется изучением не столько ислама, сколько местных национальных обычаев.

Первый раз в исламский класс!

Классическим сочетанием светского и исламского образования служит часть пакистанских школ.

Нет, конечно во всех пакистанских школах с самого первого класса и до выпускного (включая сдачу аттестационного экзамена) есть предмет «Исламиат» (Исламские науки), так что базовое исламское образование получают все дети. Исключение делается только для христианских школ (и индуистских), ученики которых имеют право заменить этот предмет основами религиозной этики.

Однако, именно в этих светско-религиозных школах изучение обычных предметов сочетается с изучением Священного Корана. Учебный день в них построен по принципу: с утра – уроки Корана, затем светские предметы, затем снова – уроки Корана. Таким образом, к 6-7 классу школы большинство ее учеников становятся хафизами.

Однако же, остальные исламские науки даже в таких школах дети не изучают.

Школа хафизов.

Школы хафизов существуют почти при всех мечетях и медресе. Кроме того, при медресе есть еще и общежития, в которых иногородние ребята будут жить (бесплатное проживание и питание) в течении нескольких лет (домой отпускают только на непродолжительные каникулы раз в месяц и на исламские праздники) и учить Коран наизусть.

Чтобы поступить в эту школу достаточно самых базовых знаний по исламу и началам чтения Корана (которые, как писалось выше, есть почти у всех пакистанцев).

На самом деле быть хафизом в Пакистане это не только почетно, но и выгодно. При поступлении в колледжи или университеты для хафизов организуется отдельный поток и они могут поступить на ту же специальность с гораздо более низким проходным баллом.

Реально же это реализуется так. Ребенок (не важно мальчик или девочка) учится в обычной школе до 5 класса (в Пакистане начальная школа с 1 по 5 класс, с 6-ого начинается средняя). Потом его отдают в школу хафизов при мечети или медресе (отдельные для девочек и мальчиков) при этом – в обычную школу он не ходит и программу средней школы не проходит. Затем, после сдачи выпускного экзамена и получения сертификата хафиза он имеет право продолжить обучение в старшей школе (пойти в 9 класс). В Пакистане старшая школа включает в себя 9 и 10 классы, причем сдача экзаменов на получение аттестата начинается с 9 класса. При этом не принципиально сколько лет ребенок потратил на то, чтобы стать хафизом – даже если он обучался только один год и получил сертификат, он имеет такое право пойти сразу в старшие классы. Однако, стандартным для получения статуса хафиза считается срок в 3-4 года (соответствующие сроку обучения в средней школе). Хотя как и везде – бывают исключения в ту или иную сторону.

Исламские колледжи.

В исламском колледже уже все серьезнее. В него ребенок может поступить только окончив 10 классов школы. Обучение довольно стандартное и соответствует общепринятому. Однако – закончив его нельзя стать хафизом, если не стал им прежде, хотя Коран наизусть (и его толкование) тоже в некотором объеме заучивается.

Исламские колледжи существуют и для юношей, и для девушек – отдельные. При колледжах есть общежития (также с бесплатным проживанием и питанием), но можно и каждый день ходить домой.

Обучение различается в зависимости от пола. Для девушек оно более простое и состоит из достаточно ограниченного набора дисциплин. Как правило, считается, что девушкам это образование нужно только в качестве самообразования. И только несколько процентов из них, выйдя в будущем замуж за имамов будут преподавать на женских курсах при медресе или учить детей чтению Корана. Срок обучение для девушек составляет 4 года и после сдачи экзаменов и получения диплома они будут иметь право именоваться «алима».

Юноши получают гораздо более разностороннее образование. Конечно, большинство выпускников колледжей становятся имамами с полным набором прав и обязанностей. Однако, одними религиозными дисциплинами их образование не ограничивается. Точнее говоря – все еще гораздо интереснее. Общий срок обучения юношей 8 лет. Из них 4 года отводится для изучения религиозных дисциплин, и 4 – для изучения светских. Т.е. юноши получают светское среднее образование и одновременно – религиозное образование. Однако – предметы не смешиваются, а чередуются: год религиозного образования, затем – год светского, затем – опять религиозного… и так до самого выпуска.

Т.о. формально – юноши получают еще и достаточную образовательную базу, чтобы затем могли устроиться на работу. Это крайне важно. Дело в том, что в Пакистане выполнение обязанностей имама – дело сугубо добровольное и неоплачиваемое. Эта должность не финансируется ни из пожертвований, ни из государственного бюджета. Даже обучение детей при мечети – тоже не оплачивается, ни государством, ни родителями. Конечно – родители могут что-то подарить имаму в благодарность за обучение детей, но это не принято. Поэтому, пакистанские юноши, получившие звание имама помимо выполнения своих религиозных и общественных обязанностей будут должны работать, чтобы обеспечить себя и свою семью. А для того, чтобы найти хорошую работу светское образование тоже должно быть (за исключением, если предполагается работа в семейном бизнесе).

Высшее исламское образование.

В Пакистане имеется несколько исламских университетов, которые дают высшее исламское образование не только пакистанцам, но и представителям многих стран. Наиболее известным является Международный Исламский университет в Исламабаде.

Основанный в 1980 году он был серьезно реогранизован и усовершенствован в 1985г. На настоящий момент в нем обучаются около 30 000 студентов из большинства мусульманских и многих немусульманских стран мира. Кроме того в магистратуре обучается еще 18 500 человек и в аспирантуре 10 500.

Старый кампус университета располагается в непосредственной близости от мечети Фейсал в Исламабаде. Построенный недавно в связи с расширением университета новый кампус располагается в Н-10 секторе города. Для удобства студентов между кампусами и общежитиями ходят университетские бесплатные автобусы, отдельные для юношей и девушек.

В настоящее время университет все еще расширяется. Планируется организовать 3 мужских и 3 женских учебных корпуса, 11 общежитий (7 для юношей, 4 для девушек), также реорганизуется центральная библиотека университета, административный блок, центральная мечеть. Планируется организация 22-25 факультетов.

В настоящий момент обучение студентов возможно по следующим специальностям:

  • Факультет арабского языка и Исламской цивилизации
  • Факультет шариата и права
  • Факультет социальных наук
  • Факультет международного института исламской экономики
  • Факультет исламских исследований
  • Факультет управления
  • Факультет языков и литературы
  • Факультет инженерии и технологии
  • Факультет фундаментальных и прикладных наук

Кроме того при университете действуют следующие институты:

  • Исламский научно-исследовательский институт
  • Международный институт исследования и диалога имени Икбала
  • Международный институт исламской экономики
  • Институт профессиональных исследований

Также представлены следующие академии:

  • Академия давата (призыва)
  • Академия шариата

Работает один колледж – Технологический колледж Икра и одна школа – школа Международного Исламского Университета, а также центр изучения английского языка.

При Университете открыта огромнейшая библиотека, одна из самых больших в Азии, которая включает в себя помимо новых книг и периодических изданий редкий фонд старинной исламской литературы.

Что удобно для студентов и почему сюда приезжают учиться со всех стран мира? Для обучения в Исламском университете, в отличие от университетов арабских стран, не обязательно знание арабского или урду (языков, достаточно редких и не типичных для европейцев). Вполне достаточно знания английского. Всему остальному – научат здесь же. Это упрощает приезд студентов и облегчает им процесс обучения.

Также Исламский университет имеет тесные дружественные связи со всемирно известными университетами, такими как Аль Азхар в Египте, Умм-уль-Кура в Мекке, Исламским университетом в Медине, Университетом короля Абд-уль-Азиза в Джидде, Нинся университетом в Китае. По этому, при наличии желания вполне возможен перевод студентов между ними. Ряд преподавателей по арабскому языку и исламским наукам являются одновременно и носителями арабского языка, что позволяет изучить его в полном объеме.

Деобанд – Dar ul Uloom Deoband.

Одно из уникальнейших явлений в мусульманской истории Индостана.

Это один из крупнейших религиозных и академических центров исламского мира. Разрекламированный гораздо менее своих арабских собратьев, он тем не менее в международном рейтинге центров исламского образования занимает второе место после Аль Азхара.

Почему же о нем речь идет отдельно? Дело в том, что Деобанд включает в себя целый комплекс образовательных учреждений от деревенских медресе до университета раскиданных по всему Индостану: Пакистану, Индии, Бангладеш.

Дар уль Улюм был основан относительно недавно – в 1866 году в деревне Деобанд (Девабанд) в северной части Британской Индии. Однако, именно это, довольно позднее основание (по сравнению с другими религиозными образовательными центрами) вылилось в довольно ощутимый плюс. Использование новейших печатных технологий, почты, железнодорожного транспорта и прочего позволило исламским знаниям распространяться очень быстро и Деобанд в течение всего нескольких десятилетий завоевывает лидирующее положение в Индостане среди прочих религиозных учреждений. Кроме того – основатели Деобанд с самого начала уделили первостепенное внимание бесплатному образованию. До сих пор все обучение в нем на любой ступени – бесплатно.

Школа Деобанд возникла как реакция на британскую экспансию и связанное с ней широкое распространение европейского (британского) образа жизни в том числе и среди индийских мусульман. Несколько исламских ученых того времени, включая Гангохи Рашид Ахмада, Мухаммада Якуба Нанотави, Шах Рафи аль-Дина, Мухаммада Сайида Абид, Зульфикара Али, Фадхль аль-Рахмана Усмани и Мухаммада Касима Нанотви, решили сохранить исламскую индостанскую традицию и обучение, основав таким образом Дар уль Улюм. И именно с той поры едва ли на самую центальную нишу в обучении является дават – поскольку именно распространение исламских знаний, как считали основатели Деобанда, должно было помочь их сохранить и восстановить ислам в Индостане.

Несмотря на то, что в 1947 году Британская Индия разделилась на две страны: Индию и Пакистан (от которого впоследствии отпочковался Бангладеш) движение Деобанд не прекратило свое существование. Более того – в связи с множественными переселенцами оно только активировалось, переехав в том числе в Британию, США, Южную Африку, арабские страны и Малайзию. В частности в Пакистане был основан религиозный центр Деобанда «Хаккания» недалеко от Лахора. Главным его основателем, вдохновителем и администратором считается Маулана Абд-уль-Хак, переехавший в Пакистан в 1947г. В настоящий момент Хаккания разрослась в своих размерах до уровня небольшого города.

Обучение в нем также бесплатно и оно существует на пожертвования частных лиц или политических организаций. Важнейшими предметами для обучения считаются Коран и хадисы, причем – изучаются все четыре школы мазхабов, однако – с наибольшим упором на Ханафитскую школу. Кроме того изучается фикх и исламская история. На территории самой Хаккании могут обучаться только юноши от 8 до 30 лет, однако – в четырех тысячах медресе по всему Пакистану, находящихся под его крылом, образование получают как девушки, так и юноши. При Хаккании существует и своеобразная система аспирантуры для более глубокого обучения исламу студентов с выдающимися способностями. Именно закончившие аспирантуру муфтии наделяются правом выносить фетвы.

Популярность и распространенность учения школы Деобанд в Пакистане можно оценить по следующим показателям. Несмотря на то, что последователей этой в школы в стране насчитывается только около 20% (большинство населения до сих пор придерживается еще более традиционного направления Барелви), 65% пакистанских медресе относятся к Деобанду.

Деобанд придерживается традиции таклида – учения о том, что каждый мусульманин должен придерживаться одной из школ мазхабов. Наибольший акцент делается на ханафитской школе, поскольку почти все мусульмане Индостана к ней и относятся. В связи с тем, что Деобанд был вынужден отстаивать свои позиции относительно сложившегося позднее курса Ахль-я Хадис, сторонники которого утверждали, что прямое использование догматов мазхабов недопустимо и должно иметь прямое обоснование из Корана или Сунны, то в Деобанде была разработана беспрецендентная уникальная система обучению именно хадисов на основе шести канонических сборников. В результате этого выработана целая методика обучению хадисам внутри мазхабов и обоснование норм мазхабов с точки зрения хадисов.

Кроме этого в систему образования Деобанд включены и общественно-социальные науки, такие как логика, философия, социология, которые тем не менее рассматриваются под исламским углом. Как таковая, система Деобанд не делает акцент на суфизме (в отличие от вышеупомянутых Барелви), однако – принимает его существование, как часть исламского наследия. Можно сказать, что деобандский суфизм хадисо- и фикхоориентированный.

Самые известные и крупные медресе Пакистана, относящиеся в Деобанд: Джамаат уль Улюм Исламия в Карачи, Дар уль Улюм Хаккания близ Лахора, Дар уль Улюм в Карачи, Джамия Ашрафия в Лахоре, Джамия Бинория в Карачи, Ахсан уль Улум в Карачи, Джамиат ур-Рашид в Карачи, Ашраф уль-Медресе в Карачи.

Исламское образование в Пакистане многогранно и разнообразно. До сих пор сохранившиеся со времен средневековья суфийские братства с традиционным обучением соседствуют с абсолютно современным исламабадским университетом. Исламское образование можно получить не прекращая светское, более того – совмещая с ним. Более того – минимальное исламское образование так или иначе имеет все население страны. И даже не только мусульмане – как ни странно, даже часть христиан Пакистана абсолютно добровольно изучают исламские науки, среди пакистанских христиан встречаются такие уникумы – как хафизы Корана. Ну и конечно Деобанд, последователи которого (особенно крыла Таблига) неустанно ведут проповеди среди мусульманского(!) населения повышая уровень исламского образования уже у взрослых.

 

Марина Баканова

Источник: iarex.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий