Кто последний за пособием?

Кто последний за пособием?

Отчего борьба с безработицей превращается в фарс?

Об уровне безработицы у нас привыкли судить по данным государственных центров занятости населения (ЦЗН), которые ассоциируются в народе с полутемными коридорами без скамеек, очередями, негостеприимными инспекторами и странными вакансиями. Если верить статистике, то в ЦНЗ обращаются немногим более 900 тысяч человек в год. Но это вовсе не значит, что все люди, потерявшие работу, устремляются сюда, чтобы заявить о себе государству.

 Многих отталкивает унизительное пособие по безработице, величина которого много лет колеблется в условных пределах от 850 до 4900 рублей. Но чтобы и его получить, нужно представить множество самых разных документов. И хотя их список постепенно сокращается (на сегодня вам предложат заполнить 5–6 пунктов), в районных центрах занятости время от времени появляются все новые требования. Трудовики просят у соискателей какие-то дополнительные сведения, фотографии, всевозможные справки.

 Никакой заинтересованности посещать такие центры у человека с хорошей квалификацией нет, поскольку он наперед знает, что ему предложат поменять специальность экономиста на должность билетного кассира, продавца, водителя, посудомойки.

 Отважиться на такое способен далеко не каждый даже в условиях кризиса. Правда, ничто не мешает записаться на бюджетные «курсы для безработных» и освоить лозоплетение, вышивание, лоскутное шитье, изготовление деревянных игрушек и берестяных кузовков для сбора ягод. Но всем этим, согласитесь, хорошо заниматься в крупных городах на досуге и никак не в качестве основного заработка…

В небольших городах безработным с высшим образованием просто деваться некуда и они просят записать их на переобучение, чтобы получить востребованную на рынке труда профессию. Отказа им быть не должно. Но на деле все оказывается не так-то просто.

 

Тернистым путем соискательницы

 В социальных сетях можно прочесть немало откровений молодых людей, потерявших работу, которые от отчаяния готовы устроиться кем угодно, лишь бы не остаться без средств к существованию.

Татьяне из Благовещенска нет и тридцати, но она успела получить не одно высшее образование, имеет опыт работы на руководящей должности. В кризис, когда ее специальность вдруг оказалась невостребованной, долго пыталась найти работу. Звонила по многочисленным объявлениям. Но все они оказывались профанацией, под видом престижной работы зазывали в сетевой маркетинг. Помыкавшись неделю–другую, Татьяна решила обратиться в городской центр занятости. Но дальше консультации специалиста дело не пошло. Татьяну попросили пройти тест на профпригодность и… ждать, пока заработает программа переобучения. Программа не заработала ни через неделю, ни через месяц. А потом ее закрыли из-за нехватки средств.

Амурчанка очень расстроилась, но сотрудники центра ее утешили, пообещав каждые две недели предоставлять несколько вакансий. В основном это были одни и те же фирмы, но отказываться от предложений она не могла, чтобы не потерять место на бирже труда.

 За пару месяцев женщина обошла 16 организаций. Одни работодатели предлагали зарплату значительно скромнее указанной в объявлении. Другие признавались, что направили свои заявки в службу занятости, чтобы прощупать спрос на специалистов, а сотрудники их фирме в общем-то и не нужны.

 Третьи встречали с возмущением, потому что закрыли вакансию несколько недель назад.

Лишь однажды, признается Татьяна, ее попросили заполнить анкету соискателя. В большинстве же случаев, услышав про центр занятости, не поднимая глаз, писали «заявление на рассмотрении» и отправляли за дверь.

Все кончилось тем, что нашей соискательнице все же удалось найти подходящее место, но не при помощи центра занятости, а через знакомых. Работу ей предложили с достойной оплатой, но без записи в трудовой книжке, а значит и без социальных гарантий. В кризис, как говорится, выбирать не приходится, и то, что вдруг подвернулось, было для женщины подарком судьбы. А с центром занятости Татьяна решила не порывать. И продолжает числиться на бирже труда в рядах «стоящих за отметками».

Благодаря статусу безработной ее семейный бюджет пополнился: пособие 1 050 рублей в месяц, плюс субсидии на ЖКУ (около 5 000 рублей), да еще льготы для малообеспеченных в детском саду. Как считает Татьяна, все это – неплохая прибавка к зарплате, учитывая, что средний реальный доход по Амурской области не дотягивает до 20 тысяч рублей в месяц.

 На крючке у иностранцев

  Не удивительно, что квалифицированные специалисты обычно ищут работу не с помощью государственной службы занятости, а через частные международные рекрутинговые агентства. Не все услуги их бесплатны. Но зато результат налицо. К примеру, на HeadHunter к поиску сотрудников подключены около полумиллиона компаний со всего мира, в базе у сайта 18 млн резюме. А официальных безработных в России не наберется и миллиона, то есть почти в 18 раз меньше! Такой базой не обладает ни один государственный центр занятости.

 Выхолит, в России кадровой политикой заправляют голландцы, китайцы, южноафриканцы и мутные структуры наших олигархов, стоящие за ширмами кадровых агентств.

 Мало того, они еще и формируют российское общественное мнение в сфере занятости. Как ни странно, но большинство обзоров рынка вакансий в России влетают в наши компьютеры не от экспертов Минтруда или Роструда, а из недр таких фирм, как HeadHunter. И на эти обзоры ориентируются не только соискатели должностей, но и отечественный бизнес.

Структурам Роструда достаются лишь крохи этого рынка, да и то не в денежном выражении. Вот почему на наши биржи труда приходят, в основном выпускники без опыта, чтобы получить хоть какие-то деньги и не работать, а также люди предпенсионного возраста, не востребованные у работодателей.

При всем при том на борьбу с безработицей ежегодно выделяются огромные суммы. Только в 2015 году государство направило на поддержку занятости 52 млрд рублей. Бóльшая часть этих денег расписана на организацию временной занятости, переобучение людей невостребованных профессий, гранты для молодых предпринимателей. Но это не значит, что бюджетные миллиарды коренным образом изменят картину на рынке труда, как это произошло в годы Великой депрессии США в тридцатые годы прошлого века.

Безработным американцам не надо было ехать за тридевять земель, работа находилась под боком, недалеко от дома. Такая политика быстро вывела страну из кризиса и привела к процветанию. Мы же умудрились адаптировать рузвельтовскую программу «100 дней» под совершенно иной принцип. Огромные деньги брошены на стимулирование частного бизнеса, чтобы он создавал новые рабочие места. А ему платить достойную зарплату рабочим не выгодно, дешевле взять мигрантов. В этом и весь парадокс!

Потому на рынке труда и оказываются ненужными люди в самом расцвете сил. По данным опроса, проведенного порталом W-City.net, сегодня каждый пятый молодой россиянин в возрасте до 25 лет не может найти работу у себя на родине. Свыше 45% молодых рабочих и специалистов не задерживаются на рабочем месте и одного года.

Авторы исследования предупреждают, что армия молодых безработных стремительно пополняется в первую очередь за счет детей из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, выпускников школ и детских домов.

Так стоит ли винить в этом государственную службу занятости? При всем желании она не может заменить собой систему профобразования. Центры занятости организовывают профессиональное обучение только под конкретные рабочие места в пределах скудных лимитов бюджетных средств. По словам самих безработных, попасть в программу переобучения или найти достойную вакансию на бирже труда сегодня очень проблематично.

  Кадровый голод

 Что же получается? Экономике требуются рабочие высокой квалификации, а их у нас не готовят.

 Наша система образования выпускает каждый год 70% людей с высшим образованием и 30% – со средним специальным, а потребность на рынке диаметрально противоположная.

 Перекосы идут с девяностых, когда в моду вошли менеджеры, экономисты и программисты, а рабочих и инженеров отправили торговать.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» окончательно упразднил систему начального профессионального образования. Ее место должны были занять программы ускоренной профессиональной подготовки, организованной на базе учреждений среднего профобразования (техникумов и колледжей). Этого, как и предсказывали специалисты, не произошло.

Вместо того, чтобы готовить квалифицированных специалистов в средних специальных и профессионально-технических училищах, обучение профессии предлагается заменить одно-двухмесячной стажировкой. Выходит, что за доменную печь, взрыв которой может разнести полгорода, будут отвечать люди, не получившие надлежащую квалификацию?

Как тут не вспомнить рожденную в эпоху советской индустриализации систему начального профтехобразования в виде фабрично-заводских школ и училищ? Выпускники этих училищ не только создали одну из самых развитых для своего времени экономик, выиграли кровопролитную войну, но и подняли страну из руин после войны.

Сегодня на производстве другое оборудование, более сложное и технологичное. Для его освоения требуются другие кадры, более современные и образованные. Но как и раньше в таком деле нужен государственный подход.

Готовить специалистов придется под конкретные проекты, на конкретных предприятиях. В крупных городах уже появились образовательные консорциумы, корпоративные учебные центры, промышленные площадки предприятий прямо в учебных заведениях, так называемые «ресурсные центры», объединяющие под своим началом определенную отрасль. Но чиновники их почему-то не замечают.

Отраслевые центры профессионального обучения могли бы утолить кадровый голод в условиях экономического кризиса. Отчего бы государству не помочь их становлению и развитию? Ведь реальная отдача не заставит себя долго ждать. И тогда миллиарды, выделенные на занятость населения, не растворятся в необъятном мире бизнеса, а сработают прямо в цель.

 И ещё. Необходим хороший конкурент нынешним заморским онлайн-рекрутерам, который бы предоставлял людям возможность искать соответствующую их квалификации работу не с помощью дяди Сэма, а своего родного государства.

 

Такая система имела бы успех у соискателей, хотя бы потому, что государственные органы более тщательно подходят к проверке работодателей. Нет проблем в том, чтобы законодательно обязать бизнес регистрировать открывающиеся вакансии на государственном портале – не запрещая, разумеется, пользоваться другими ресурсами. Это помогло бы ещё одному важному делу – контролю рынка зарплат и выявлению серых схем их выплаты.

 

Юрий Алексеев

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий