Эксперты не верят в реальность Евразийского экономического союза.
«Жить в Беларуси – это как спать на раскладушке на перекрестке дорог» — эту цитату белорусского классика Владимира Короткевича считает актуальной политолог Ольга Абрамова, экс-депутат Верховного Совета и Палаты Представителей.
Обсуждение положения Беларуси между Европейской и Евразийской интеграциями состоялось на панельной дискуссии «Либерального клуба», который собирается издать по этой теме новую книгу.
Мост и активный нейтралитет
– У малых стран во внешней политике традиционно две стратегии: примыкание и балансирование, – считает Евгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба».
Первый вариант предполагает идти в фарватере одного большого партнера, второй –искать равновесие. Впрочем, на практике неизбежны миксы этих стратегий.
В белорусской внешней политике долго доминировала концепция многовекторности, но в практические успехи эта идея не трансформировалась. Сейчас концепция новая – играть роль моста. Однако, как подчеркнул Евгений Прейгерман, «мало заявить – надо чтобы тебя в качестве моста признали внешние акторы».
– Все хотят быть мостами между Востоком и Западом, – отметил Александр Искандарян, директор Института Кавказа (Армения). – А в реальности мы просто мячики, которые перебрасываются от одного игрока к другому и пытаются выжить.
Смерть российской цивилизации: нужно становиться Европой
– Беларусь и Украина являются частью российской цивилизации, и историческое время этой цивилизации подошло к концу, – весьма радикально и небесспорно считает Сергей Николюк, эксперт Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). – Мы вместе с российской цивилизацией выпадаем из цивилизационной тележки.
По мнению эксперта, прямое тому доказательство – крайне высокий уровень потребления алкоголя на душу населения в нашем регионе:
– За тем, что предлагает современный мир, мы с нашей культурой просто не можем угнаться. А не имея возможности ответить на современные вызовы, человек отвечает деградацией.
Впрочем, эксперт призвал не паниковать: согласно цивилизационной теории, нет ничего особенного в том, что цивилизации рождаются и умирают.
Таким образом, считает Сергей Николюк, у Беларуси остается единственный реальный позитивный шанс – становиться Европой, частью европейской цивилизации. И хотя «становиться частью другой цивилизации – колоссально сложный процесс», но это Беларуси необходимо.
Иногда лучше отложить
Впрочем, экс-депутат Ольга Абрамова считает не худшим вариантом и отложенный цивилизационный выбор. Политолог также оставляет место и для опции «отказ от выбора», которая может быть вполне успешной политикой. По мнению эксперта, в условиях глобализации такое отсутствие выбора можно поддерживать весьма долго и оно даже может превращаться «из большого недостатка в достоинство».
Впрочем, дело не только в глобализации, но и в региональной специфике. В условиях, когда Россия крайне остро реагирует на попытки постсоветских стран выйти из ее орбиты влияния, такой выбор становится просто опасным.
– Вот Грузия объявила публично о решении вступать в НАТО – и через пару месяцев русские танки стояли недалеко от Тбилиси, – напомнил Александр Искандарян.
«ЕАЭС – это коллективное выражение лояльности России»
Эксперт привел пример Украины, которая тоже представляла в глазах России существенную ценность – и вот результат. Вот почему в геополитическом смысле положение Армении представляется эксперту более безопасным и выгодным, нежели белорусское.
– Ценность Армении для России, слава Богу, гораздо меньше, чем ценность Беларуси, – порадовался армянский специалист. – Представьте, если бы между Беларусью и Россией была Украина – как все было бы по-другому!
Для Армении роль такого буфера исполняет Грузия. И поэтому даже в условиях фактического членства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) Армения может потихоньку «подписывать с Европой если не ассоциацию, то соглашение, очень похожее на нее, которое просто так не называется».
– ЕАЭС в Армении не воспринимается как окончательный выбор, – уверен Александр Искандарян. – Армяне по своему мироощущению европейцы, и этому не мешает, что в Европе об этом могут и не подозревать.
Что же касается сути Евразийского экономического союза, то армянский эксперт настроен весьма скептично:
– ЕАЭС не является интеграционным проектом, это коллективное выражение лояльности России. Евразийский экономический союз не является ни экономическим, ни союзом.
«Экономических факторов для евразийской интеграции нет»
– Вопрос «как нам выжить между двумя интеграциями» – это еще и приземленный вопрос «за что мы будет выживать», – отметил главный редактор «Экономической газеты» Леонид Фридкин.
А выживать будет сложно с нынешней белорусской налоговой системой, которую специалист охарактеризовал как «западноевропейскую, но средневековую: когда устанавливался целый шлейф налогов: мостовые, дорожные…». В итоге Беларусь хоть и улучшает свои показатели в рейтинге Doing Business, но налоговые сложности по опросам предпринимателей постоянно входят в топ-5 проблем.
Свой диагноз поставил евразийской интеграции эксперт по экономике «Либерального клуба» Антон Болточко.
– С экономической точки зрения это не совсем интеграция и как таковых экономических факторов интеграции нет, – отметил он. – Основная проблема, разрушающая предпосылки евразийской интеграции – это разные стремления стран-участниц. Единственным двигателем всей этой интеграции являются ресурсы, которые есть у России.
Антон Болточко считает, что евразийская интеграция никак не повлияла на взаимные инвестиции, торговлю. Существовавший до последнего времени рост он связывает с внутренними факторами, не обусловленными интеграцией. И напоминает, что весь этот рост свернулся в нынешний кризис, как только ослабла экономика России.
– Евразийский экономический союз достиг своего апогея, так как для дальнейшего развития необходима реальная интеграция, на которую никто не готов, – резюмировал экономист.
Источник: zautra.by