На днях рвануло. Информационное поле определённого направления вздыбилось и так и замерло во вздыбленном положении. Агентство Reuters заявило о том, что, благодаря информации, данной им «заместителем председателя правления «Газпромбанка» Андреем Акимовым, они нашли младшую дочку президента Путина.
По мнению Reuters, основанном на якобы интервью Андрея Акимова, дочерью Владимира Путина является 29-летняя глава фонда «Иннопрактика» Катерина Тихонова. Она же, Тихонова, — жена успешного бизнесмена миллиардера Кирилла Шамалова.
Далее, Reuters заявляет о том, что слова Акимова подтверждаются «давней дружбой» тестя Тихоновой Николая Шамалова с президентом Путиным и покупкой бизнесменом Шамаловым-младшим особняка в Биарицце у другого «друга Путина» Геннадия Тимченко.
Эту публикацию Reuters в течение двух часов подняли на щит все «борцы с режимом Путина», от США и Украины до Москвы и её окраин. Первым перепостил везде, от собственного блога до «Эха Москвы», дважды условно осуждённый Навальный, затем «Свобода» и прочие «Дожди». Текст пошел гулять в массах миллионными прочтениями, лайками, репостами и ретвитами.
И тут начали происходить неожиданности. Я не говорю уже о таких мелких неточностях, как то, что Акимов не «заместитель председателя правления «Газпромбанка», а его председатель. Или намек на то, что муж Тихоновой Кирилл Шамалов приобрел акции нефтехимического холдинга «Сибур» «по блату», женившись на «дочери Президента». Доказательств этому коллеги из Reuters увы не приводят. А ведь так хотелось бы!
Но, а теперь о главном. Сразу же после громкой публикации Reuters «Дочь Путина и молодой миллиардер», оперативно растиражированной целым рядом российских, и не только, СМИ и блогеров, вдруг выясняется, что председатель правления «Газпромбанка» Андрей Акимов ничего о дочери президента Путина журналистам из Reuters не сообщал, и, вообще, в это время находился и сейчас находится в командировке в Китае. И, как оказалось, он никакой информацией о родственных связях гражданки Тихоновой не обладает.
До этого пресс-служба «Газпромбанка» заявила, что «данные, изложенные Reuters, являются прямой подтасовкой». В «Газпромбанке» официально сообщили (заявление имеется), что «Акимов прочитал с удивлением и недоумением прочитал материал, в котором ему приписывают заявления, что руководитель «Иннопрактики» Катерина Тихонова якобы является дочерью президента России».
Однако, агентство Reuters продолжает уверять, что его корреспондент беседовал с главой «Газпромабанка» Акимовым и тот якобы ему «под запись» сделал заявление о том, что Екатерина Тихонова и дочь президента Путина Екатерина Путина — одно и то же лицо.
И вот тут-то и начинается самое интересное. Поскольку Андрей Акимов в момент «интервью» находился в Китае, а его личного номера сотового телефона, разумеется, у агентства Reuters не имелось, то журналист звонил (если звонил) в приемную Акимова и в пресс-службу «Газпромбанка». И потом (после просьбы журналиста Reuters об интервью Акимова), журналисту сообщили, что свяжут его с Андреем Игоревичем позже, так как он находится в дальней командировке и у него необходимо получить «добро» на интервью.
И вполне вероятно, что в Reuters действительно раздался звонок и журналист был в полной уверенности, что разговаривает с председателем правления «Газпромбанка» Андреем Акимовым, который якобы в порыве откровенности поведал ему семейные тайны президента Путина.
Но теперь, когда Акимов заверяет, что не сообщал корреспонденту Reuters ничего подобного и, вообще, в это время был далеко от России, а агентство Reuters настаивает на наличии у них аудиозаписи с голосом Акимова, возникает единственно возможное предположение.
Причем, это предположение, по некоторым данным, которыми я располагаю и сообщу в ближайшее время, уже даже не предположение, а, похоже, что суровая реальность. Дело в том, что, с корреспондентом Reuters общался не глава «Газпромбанка» Андрей Акимов, а, скорее всего, один из известных российских пранкеров.
Пранк (от англ. prank — проказа, выходка, шалость; шутка) — телефонное хулиганство, телефонный розыгрыш. Люди, практикующие пранк, называются пранкерами. Пранкеры совершают телефонные звонки (обычно анонимные) своим жертвам и путём провокаций и подшучиваний вынуждают жертву к яркой ответной реакции.
Именно пранкер и поведал журналисту Reuters подробности о «дочери Путина» и всю остальную веселую историю. Ребята легко купились, и радостно бросились в бой, опубликовав откровенную имитацию. А российские СМИ и блогосфера тут же, не задумываясь и не рефлексируя, распространили дезинформацию миллионными тиражами.
И еще. Я не могу оспорить или подтвердить информацию о том, что Екатерина Тихонова является дочерью президента Путина Екатериной Путиной, так как этого не знаю и никакими данными о ней не располагаю. Может быть и дочь, а может быть, и нет. Но в том, что агентство Reuters, в лучшем случае, банально разыграли, нет никаких сомнений, и, думаю, со временем мы получим официальное подтверждение этому факту.
А агентству Reuters и всем, распространившим его информацию, уверяющим, что имеют аудиозапись голоса «Андрея Акимова», предлагаю предоставить носитель с записью для фонологической и лексической экспертизы. Предполагаю, что предправления «Газпромбанка» Андрей Акимов также предоставит на экспертизу образцы своего голоса. Экспертизы возможно провести, как в России, так и в Великобритании.
Интересно, а если пранкеры официально подтвердят мою информацию, или экспертиза покажет, что с Reuters говорил не Акимов, то кто-нибудь принесет извинения за запущенный (пусть даже невольно) фейк? Сомневаюсь.
Олег Лурье
Источник: politobzor.net