Иностранные инвестиции: надежда для экономики или зло?

Иностранные инвестиции: надежда для экономики или зло?

В последнее время так же часто, как и раньше российские ультрамонетаристы неолибералы чуть ли не на каждому углу говорят о необходимости роста иностранных инвестиций в российскую экономику, ведь они чуть ли не единственное, что может спасти нашу экономику от “нефтяного проклятия”. Антон Силуанов так вообще пытается усмотреть малейший рост иностранных инвестиций в российскую экономику:

Ситуация на денежном рынке стабильна, отмечаем увеличение притока иностранных инвесторов в рублевые активы.

Но как мы с вами помним, в экономике нет простых решений и нет однозначных трактовок. Потому давайте начнём вместе с вами разбираться, что из себя представляют инвестиции и насколько иностранные деньги будут благом для российской экономики.

Итак, инвестиции – это размещение капитала с целью получения прибыли.

В настоящее время, с точки зрения тех же финансовых рынков, выделяют два основных типа инвестиций:

1. Прямые инвестиции – это вложение денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием или компанией, в которые вкладываются деньги, и получения дохода от участия в их деятельности. В соответствии с принятой классификацией, прямые инвестиции – это покупка более 10% акций предприятий, когда акционер может ввести в совет директоров организации своего представителя.

Если простым языком: вы считаетесь прямым инвестором, если купили более 10% акций предприятий и самым непосредственным образом влияете на управление предприятием и решение всех текущих вопросов.

2. Портфельные инвестиции – это вложение денег в акции, облигации и т.п., которое не предусматривает управления предприятием. То есть портфельный инвестор покупает чуть-чуть акций Газпрома, затем ждёт пока они вырастут в цене и продаёт их с прибылью для себя. Иными словами, портфельные инвестиции – это спекуляции.

Получаем, что самые опасные – с точки зрения стабильности финансовой системы – это портфельные инвестиции. Почему? Всё одновременно просто и сложно.

Спекулянт покупает акции, они растут в цене. Что тут хорошего, скажет читатель, с точки зрения экономики? Дело в том, что акции и т.п. часто принимаются в качестве залогового обеспечения под различные кредиты и т.п. В том числе и Банком России. То есть при росте стоимости акций за меньшее количество акций можно получить больше денег. Но есть нюанс: при малейшем шорохе первые, кто скидывает акции – это иностранные спекулянты. Акции начинают резко дешеветь, и тем, кто взял кредиты под залог этих самых акций, требуется срочно донести в тот же ЦБ России ещё акций и т.п., чтобы залоговая база не снижалась. То есть на рынке случается что-то невообразимое: денег нет, залог срочно надо донести и…что делать? Ничего не сделаешь без принятия нестандартных, как говорят монетаристы, не рыночных мер. В этот кризис Банк Росси пошёл коммерческим банкам навстречу и зафиксировал докризисную оценку бумаг, которые он принимает в залог. Но ведь такие бумаги отправляются в залог не только в ЦБ, но и для межбанковских расчётов. Сами понимаете, какой наступает межбанковский коллапс при резком снижении стоимости ценных бумаг.

Таким образом, портфельные инвестиции в исполнении иностранных лиц представляют из себя ещё тот троянский конь для нашей экономики. Конечно, в нынешних масштабах российского рынка, иностранные портфельные инвестиции серьёзной такой опасности не представляют, т.е. обрушить российскую финансовую систему не смогут. Но кровь попортят всем её участникам.

Теперь давайте перейдём к прямым инвестициям. Что можно сказать про них? Их можно назвать “рентой” для российской экономики. В каком смысле? Если портфельные инвестиции позволяют выводить сугубо себя и сверху сколько-то там ещё процентов прибыли, то прямые инвестиции, которые направлены на строительство на территории России иностранных заводов в последствии – после запуска этого самого завода – генерируют постоянный денежный поток за границу нашего государства. Естественно, этот поток валютный. Причём, чем больше прямых иностранных инвестиций в Россию придёт, тем больше будет долларов ежегодно покидать наше государство. Например, в 2014 году наша страна выплатилапо инвестициям порядка 100 млрд. долларов, в 2013 чуть больше – 104 млрд. долларов. В 2011 году выплаты были на уровне 89 млрд. долларов, а в 2002 году были порядка примерно 12 млрд. долларов. Разница в выплатах налицо. Однако не стоит забывать такой фактор, как “оффшоры”, через которые многие же “российские” предприниматели прокручивают свои инвестиции в свои же предприятия. “Оптимизируют” налогообложение.

Если рассматривать вопрос про прямые иностранные инвестиции именно с ракурса выплат, то можно получить резко отрицательное отношение к ним. Однако, нам стоит помнить о том, что в рамках иностранных инвестиций в нашей стране строятся фабрики и заводы, завозится оборудование, причём очень часто это оборудование не имеет аналогов в нашей стране. При этом происходит обучение российских сотрудников новым навыкам и т.п., т.е иностранцы вкладываются в российский человеческий капитал. А после насыщения российского рынка, товары, производимые на иностранных фабриках в России, начинают поставляться из нашей страны на экспорт, т.е. валютная выручка иностранными фабриками формируется уже в пользу нашей страны. То есть ситуация уже не такая однозначная, как могло показаться на первый взгляд.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод:портфельные инвестиции в массе своей не представляют особой ценности для российской экономики, а даже вредны, особенно если будут приходить массово. Значит ли это, что надо запретить эти самые инвестиции? На самом деле смысла особого нет, ибо в случае особой выгоды спекуляции на российском рынке, иностранцы найдут как выйти на наш фондовый рынок. Вот только отследить такие выходы и, соответственно, проконтролировать будет сильно сложней. Так что запрет – это не выход, но вот внимательный контроль с большим количеством вопросов к иностранцам при выводе ими своих долларов с российского фондового рынка, на мой взгляд, весьма неплохое решение.

Прямые же инвестиции тоже должны привлекаться в российскую экономику очень и очень аккуратно. Хотите построить завод, который выпускает уникальную продукцию, отсутствующую на российском рынке? Запросто. Хотите построить завод, который через пять лет будет поставлять продукцию из России на экспорт? Всегда пожалуйста. Хотите построить завод, продукция которого имеет на территории нашей страны с десяток-другой конкурентов, выпускаемых российскими предприятиям? Ну, знаете, мы, конечно, не против, однако у нас есть к вам десяток-другой вопросов, которые придётся согласовать прежде, чем начнётся стройка.

Конечно, представленная выше информация не полна, однако, основные моменты в иностранных инвестициях я попробовал выделить. То есть сами по себе они не являются таким уж благом или злом. Они хороши в качестве одного из инструментов развития российской экономики, причём они не должны являться ведущим инструментом, и тем более нет смысла и необходимости на него молиться. И этот “один из” требует весьма пристального внимания и качественного контроля.

Источник: cont.ws

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий