Профицит платежного баланса обоснованно считается позитивным макроэкономическим показателем. Чем выше данный показатель – тем больше приток валюты в страну и налогооблагаемая база. Тем больше реализуется товаров и услуг на внешних рынках, по сравнению с импортом. Тем устойчивее положение национальной денежной единицы, тем лучше наполняемость бюджета. От профицита – сплошные экономические плюсы и финансовые достижения. Дефицит же платежного баланса, напротив – явный признак экономических проблем, кризиса, упадка и деградации.
Согласно отчету украинского минфина, бюджетный дефицит платежного баланса сократился почти в 4500 (!) раз всего за один год. В январе-сентябре 2014 года дефицит составил астрономическую сумму 4.47 млрд. $. А за аналогичный период года текущего сократился до 1 млн. $. Адресат нобелевской премии по экономике теперь известен? Кто еще в мире может предъявить подобные достижения строгим статистическим стилем?
Никто. Нет такого государства, которое смогло столь кардинально улучшить свой платёжный баланс за столь мизерный срок в борьбе с внешними и внутренними врагами. Пожалуй, такого государства и не было никогда. Разве что Испания времен первых «золотых караванов» из сокровищниц инков. Но и государственный разбой XVI века обеспечивал метрополию десятками тонн благородного металла постепенно и неравномерно.
В XXI веке колоссальное сокращение бюджетного дефицита достигнуто новыми колониями за счет крутого спада импортных закупок. Экспорт украинских производителей товаров и услуг сокращался и сокращается слегка медленнее импорта. Развернутое изучение статистики незалежного минфина действительно наводит на мысли о премии. Только не имени Нобеля, а имени Дарвина.
В спокойно-диктаторском 2012 товарный экспорт Украины с января по сентябрь составлял 45.47 млрд. $.
В бурно-пороховом 2014 за тот же период – 37.47 млрд. $.
В победно-макроэкономическом 2015 – всего 24.77 млрд. $ за те же три квартала. За три года экспорт сократился почти вдвое. Импорт падал вместе с ним, но еще быстрее. Зато дефицит баланса уменьшился в 4500 раз. Естественно, в триумфальные рапорты входит последнее умопомрачительное число.
За счет чего произошло двукратное обрушение украинского товарного экспорта?
За счет войны на Донбассе.
За счет прямого разрушения производственных мощностей и товарной блокады собственных регионов. Во время и после провала артиллерийско-карательного принуждения к государственному единству.
За счет разрыва промышленной кооперации по внутренним связям и через внешние границы.
За счет падения цен на сырье и на продукцию с низкой добавленной стоимостью. Таков многолетний тренд сырьевой конъюнктуры, стартовавший даже раньше спада нефтяных цен.
За счет добровольного отказа от рынка РФ, стран ЕАЭС и СНГ. Куда поставлялась львиная доля украинской продукции с высокой добавленной стоимостью, товаров значительной степени переработки.
За счет принуждения экспортеров к продаже 75 % валютной выручки по административно установленному курсу. Что затрудняет закупку оборудования, сырья и комплектующих за границей. Ради приближения профицита торгового баланса.
За счет базовой ставки Национального банка в 22 % годовых. Что автоматически повышает планку коммерческого кредитования до грабительских 30 % годовых и резко ограничивает кредитный маневр для предприятий любых форм собственности.
Поэтому двукратное падение экспорта украинских производителей – еще позитивный сценарий. Зернового, кукурузного и подсолнечного направления. Аграрная продукция превысила 35 % всего товарного экспорта (в 2010 году ее доля составляла менее 20 %). Но и сельскохозяйственные поставки увеличились благодаря торговле… с Азией! Не с европейскими соседями, будь то ЕС и ЕАЭС. А с Китаем, Индией, Ираном, Турцией, Ираком, Саудовской Аравией. Ассоциация с ЕС вынудила наращивать аграрную торговлю с азиатскими государствами – может быть, стоило ассоциироваться по иному континентальному вектору? Первые же попытки внедрения евроассоциации привели к спаду промышленного экспорта. О чем десятки экономистов предупреждали еще летом 2013 года, ознакомившись с условиями ЕС для крупнейшего восточного партнера.
В январе-сентябре 2015 года поставки украинских металлургов за рубеж в номинальном выражении сократились на 19 %. В ценовом уменьшились на 40 %. Речь идет о сравнении с 2014, уже кризисным годом.
Экспортное машиностроение съежилось на 43 и 66 % соответственно.
Производство автомобилей за два года сократилось в 18 раз. Зато во Львове собран первый и единственный автобус на электрической тяге стоимостью 400.000 $ и полностью из импортных деталей.
Угольную отрасль бомбили с таким ожесточением, словно в каждой шахте пряталось по два Януковича. На всякий случай урезав финансирование шахт и в западной части страны.
Химическая промышленность сидит на голодном газовом пайке. Собственная добыча природного газа уничтожается повышенной рентой и драконовским административным принуждением.
В авиастроении продолжается производство самолетов в единственном экземпляре для каждой модели и уникальных (стрекочущих аквариумов) вертолетов Лев-1.
Вагоностроение на 95 % было ориентировано на российский рынок – и вряд ли украинские вагоны будут востребованы Европой, пусть и с обновленной колеей.
Странный итог избавления от дотационных регионов и депрессивных областей.
После введения зоны свободной торговли с ЕС в январе 2016 неизбежно дальнейшее сокращение промышленного экспорта Украины – страны СНГ свои рынки закроют, а товарные квоты ЕС свою актуальность сохранят.
Но украинским аграриям не стоит расслабляться и свысока поглядывать на промышленные беды. Кредиторы МВФ настаивают на внесение изменений в налоговое законодательство еще до января 2016 года. С целью перехода крупных сельхозпроизводителей к общей системе налогообложения, с целью ликвидации преференций для аграриев. Иначе под угрозой окажется кредитование по линии МВФ, а другие линии правительством давно разорваны. Под видом реформ на Украине репрессируется и аграрный сектор, он же новоявленный локомотив всей экономики.
Лучше отыскать единственный позитивный показатель в макроэкономической отчетности и выстроить из него игрушечную железную дорогу. Дабы самозабвенно пыхтеть, имитировать звуки стремительного движения и самостоятельный перевод стрелок. Пока не пришли воспитатели-надзиратели из МВФ и не выгнали должника на паперть. Мастера манипулирования статистикой к тому времени уйдут в хорошо оплачиваемую отставку с проживанием в зарубежных особняках. В доходном профиците их личного баланса можете не сомневаться.
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru