Еще недавно Россия была почти готова к тому, чтобы обогнать Германию и стать крупнейшим автомобильным рынком в Европе. Однако финансовый и экономический кризис, в результате которых продажа новых автомобилей сократилась наполовину, положил конец подобным мечтаниям.
До сих пор автомобильная отрасль еще не восстановилась — если не принимать во внимание некоторые временные взлеты, — поскольку рамочные экономические условия являются для этого слишком волатильными. Подобная ситуация объясняется не только падением цен на нефть и обесцениванием национальной валюты — рубля. Западные санкции в ходе украинского кризиса также сыграли свою роль. В марте американский концерн General Motors заявил о закрытии своих предприятий в России — в том числе завода Opel в Санкт-Петербурге. Такие марки автомобилей как Opel и Chevrolet в перспективе исчезнут с российских улиц.
По данным российского отделения Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей в стране за первые девять месяцев текущего года сократились на 33%. Эта отрасль готовится к тому, что за год сокращение составит 37%, говорит Йорг Шрайбер (Jörg Schreiber), глава комитета автопроизводителей АЕБ. По мнению Шрайбера, в этом году будет продано всего 1,57 миллиона легковых машин и небольших грузовиков коммерческого назначения.
Негативный тренд обозначился уже летом прошлого года, когда становилось все более очевидным, что российская экономика, находившаяся в состоянии стагнации, начинает скатываться в рецессию. По данным российского правительства, за первые восемь месяцев этого года валовой внутренний продукт (ВВП) сократился на 3,9%. По прогнозу российского Центрального банка, за год в целом это сокращение окажется в интервале от 3,9% до 4,4%.
Тем временем большинству людей в Москве становится ясно: движимая ценой на нефть модель экономического роста исчерпала, наконец, свои возможности, а заработная плата в последнее время росла намного быстрее, чем производительность труда рабочих и предприятий. Вместе с тем новая модель роста, опирающаяся на долгосрочные инвестиции, не может быть реализована из-за неблагоприятного инвестиционного климата в России.
Особый кризис
Теперь это начинает чувствовать и население. Реальные доходы в этом году сократились — впервые после прихода Путина к власти 15 лет назад. По данным исследовательского Левада-Центра, 69% людей в стране в последние два-три месяца стали экономить даже при покупке продуктов питания и других предметов первой необходимости.
Неудивительно, что денег на приобретение автомобиля не остается. Даже продажи подержанных легковых машин в первые девять месяцев снизились на одну пятую. А печально известные пробки на улицах Москвы тем временем стали заметно короче.
«Колебание курса рубля оказывает очень сильное влияние на текущее покупательское поведение, а также на спрос на такие дорогие товары, как автомобили», — отмечает Шрайбер из АЕБ. У населения укрепляется убежденность в том, что нынешний кризис фундаментальным образом отличается от кризиса 2009 года, и что продлится он дольше.
Соответственно, ситуация на автомобильном рынке продолжает оставаться нестабильной, считает Сергей Целиков, генеральный директор ведущего в отрасли агентства Автостат. Если существующие условия сохранятся, то рынок, по его мнению, почти не будет расти, а об устойчивом росте вообще говорить не приходится. Аналитики из компании IHS Automotive ожидают к 2020 году увеличения продаж до 2,65 миллиона автомобилей. Но это, все равно, будет явно меньше показателей рекордного 2012 года, когда было продано 2,95 миллиона машин.
VW открывает новый завод по производству моторов
Тем не менее приходят и весьма позитивные новости. Так, например, несколько дней назад японский поставщик комплектующих немецкого автогиганта Volkswagen сообщил о расширении своего производства в центральной России. Кроме того, сам концерн Volkswagen в начале сентября открыл новый завод по производству моторов (общая стоимость 250 миллионов евро) в российском автомобильном городе Калуге, расположенном примерно в 200 километрах к юго-востоку от Москвы.
Оптимистические заявления губернатора Калужской области Алексея (так в тексте — прим. пер.) Артамонова о том, что моторы Volkswagenроссийской сборки компании будут поставляться в Европу и что планируется также экспортировать произведенные в России автомобили этого концерна, были сразу же прокомментированы в Вольфсбурге. Проводится «изучение возможности экспортировать автомобили из Калуги», отметил официальный представитель концерна Volkswagen в интервью информационному агентству Reuters. Другими словами — решение по этому вопросу еще не принято.
Тот факт, что западные автоконцерны из-за падения спроса вынуждены частично сокращать производство, но одновременно продолжают инвестировать средства в России, объясняется, в том числе, существованием печально известного Декрета 166. В нем сказано о том, что любой иностранный производитель легковых автомобилей, который желает воспользоваться льготными импортными пошлинами, должен производить в России не менее 300 тысяч автомобилей в год. Хотя этот Декрет вступает в силу только в следующем году, автомобильные концерны еще до начала украинского кризиса в спешном порядке стали увеличивать свои производственные мощности в России.
Слабый рубль помогает экспорту
Для Путина этот Декрет представляет собой один из его самых больших успехов в области экономической политики. Десять лет назад лишь малая часть продававшихся в России автомобилей, на самом деле, производилась внутри страны, а сегодня они уже явно составляют большинство. Однако это связано не только с политикой Путина. Многие автопроизводители и поставщики автокомпонентов исходят из того, что слабый рубль создает благоприятные условия для экспорта автомобилей и комплектующих.
Эдуард Штайнер
Источник: inosmi.ru