Миф Литвы об энергонезависимости начинает развенчиваться

By admin Nov 12, 2015

План официального Вильнюса стать «королём бензоколонки» в прибалтийском регионе терпит фиаско: Сейм Литвы обсуждает возможности уменьшить импорт норвежского газа для терминала в Клайпеде. На подходе очередные договорённости с Газпромом о покупках «недемократического» «голубого топлива» из России. Миф Литвы об энергетической независимости последовательно начинает развенчиваться.

Сегодня в литовском Сейме решается вопрос о будущих объёмах импорта сжиженного природного газа (СПГ) из Норвегии. Парламент обдумывает возможности инициировать переговоры с нефтеконцерном Statoil о пересмотре объёма поставок СПГ в меньшую сторону. О необходимости такого шага в понедельник на встрече в Комитете по экономике договорились представители Litgas, Klaipedos nafta, Комиссии по ценам и Министерства энергетики.

Как оказалось, уровень потребления «голубого топлива» в Литве стремительно снижается, а газовые излишки не нужны ни местному рынку, ни соседним прибалтийским республикам. Как сообщает агентство Reuters, в текущем году непроданными могут остаться примерно 200 млн кубометров газа от заказанных у норвежцев 540 млн. В следующем году избыток может достичь отметки в 240 млн кубометров.

В 2014 году в Литве начал работу терминал по приёму СПГ с символическим названием Independence («Независимость» – прим. RuBaltic.Ru). Литовские и европейские политики окрестили это событие важной вехой в становлении энергетического рынка ЕС и началом конца монополии Газпрома, который ранее являлся единственным поставщиком «голубого топлива» на рынок республики. Предполагалось, что терминал стоимостью 145 млн евро дарует Литве реальную энергонезависимость и полностью вытеснит с внутреннего рынка «недемократический» российский газ.

Официальный Вильнюс посчитал литовский путь построения «энергонезависимости» столь успешным, что высшее руководство страны даже стало давать «мастер-классы» по борьбе с «тоталитарными» газовыми поставщиками. «Литва готова поделиться опытом в построении LNG-терминалов (СПГ-терминалов –прим. RuBaltic.Ru) и избавлении от зависимости от поставок газа из России», – написал президент Украины Пётр Порошенко на своей странице в Twitter после встречи с литовской «железной леди» Далей Грибаускайте в Киеве.
Тогда же между литовским импортёром СПГ Litgas и Statoil было заключено соглашение об объёмах газовых поставок. Согласно договору, Литва в течение 5 лет должна выкупить 2,7 млрд кубометров норвежского газа.

Однако цена СПГ (особенно в зимний сезон), плата за десятилетнюю аренду судна-хранилища терминала Independence и затраты на строительство инфраструктуры терминала в Клайпеде сделали «независимый» сжиженный газ существенно дороже газпромовского.

Так, стоимость норвежского газа составляет 328,9–365,5 доллара за тысячу кубометров газа, процедуры сжижения-разжижения – 60 долларов; размер накладных расходов на СПГ-терминал – ещё 145 долларов. Вот и получилось, что цена СПГ равняется 534–571 доллару за тысячу кубометров, тогда как стоимость «голубого топлива» от Газпрома – 370 долларов. Логично, что Литве такое количество дорогого СПГ оказалось просто ненужным, ведь если перейти только на него, стоимость отопления взлетит до небес, а остатки промышленности станут совсем нерентабельными.

«Я неоднократно говорил, что наш терминал был политическим проектом, стремились построить его как можно скорее, всё сделали поспешно, получилось очень дорого», – говорил год назад заместитель директора Конфедерации промышленников Литвы Видмантас Янкаускас в эфире радиостанции Žinių radijas. Оценка СПГ-терминала как политического проекта соответствует действительности, ведь для столь малого потребителя, как Литва, сжиженный газ в принципе не мог оказаться дешевле, чем трубопроводный.

Чтобы хоть как-то компенсировать потери от политики «энергонезависимости», официальный Вильнюс надеялся перепродать газовые излишки соседней Латвии. Но когда вопрос касается кошелька, прибалтийское единство зачастую даёт сбой. Вот и на этот раз официальная Рига изменила литовскому СПГ-терминалу с российским газовым монополистом. «Наш спрос на газ в Латвии полностью покрывается за счёт долгосрочного контракта с Газпромом», – сообщил член правления компании Latvijas Gāze Марио Нуллмейер.

Для Латвии российский газ на 8–12% дешевле, чем СПГ, поставляемый Statoil в клайпедский терминал, и это ещё без учета расходов на транспортировку. 
Учитывая тот факт, что Латвия должна выполнять требования Третьего энергопакета ЕС только с 2017 года, никаких сдвижек в газовых переговорах между Вильнюсом и Ригой в ближайшие пару лет не будет, а «голубое топливо» из литовского СПГ-терминала не выйдет за пределы республики.

Вот и соседние эстонцы, которых Вильнюс видел потенциальными покупателями и которые, из солидарности, даже приобрели пробную партию СПГ, собираются строить свой собственный СПГ-терминал, что окончательно ставит крест на клайпедском терминале как региональном.

 В вопросе строительства «энергонезависимости» действия литовского правительства, прославляющего СПГ-терминал, напоминали присказку про мышей, которые «плачут, колются, но продолжают жевать кактус». Теперь же, осознав, что «демократическое» «голубое топливо» оказалось не по карману гордой прибалтийской республике, официальный Вильнюс вновь ведёт переговоры с российским газовым монополистом о новой порции закупок. При этом литовские элиты активно ищут варианты для снижения объёмов импорта норвежского газа, который ранее должен был даровать республике «энергетическое счастье».

Получается, что клайпедский СПГ-терминал оказался дорогой и попросту ненужной игрушкой, за которую литовские налогоплательщики будут расплачиваться ещё не один год.

 

Андрей Стариков

Источник: rubaltic.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply