Война версий

Война версий

Почему российские власти не спешат заявлять о теракте над Синаем

8 ноября Владимир Путин подписал указ «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий». Согласно этому документу, российским авиакомпаниям временно запрещается перевозить пассажиров в Египет, а туристическим компаниям — продавать путевки по этому направлению. Самолеты уже эвакуируют остающихся в Египте российских туристов, причем с максимально возможными мерами безопасности. Однако даже введя ограничения, Москва придерживается крайней сдержанности в высказываниях относительно возможных причин гибели лайнера. «Лента.ру» попыталась разобраться в некоторых особенностях российской позиции в этом вопросе.

Позиция Кремля

Еще несколько дней назад российские официальные лица принципиально отказывались комментировать вероятные причины трагедии, заявляя о необходимости дождаться итогов расследования. «Какие-то версии причин произошедшего может выдвигать только следствие. От следствия пока мы никаких заявлений не слышали», — подчеркивал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Формально Москва не выдвигает никаких официальных версий и сейчас. Однако руководство России предприняло ряд шагов, которые расцениваются как изменение позиции. В частности, Владимир Путин согласился с рекомендацией директора ФСБ Александра Бортникова прервать полеты в Египет, поручил «правительству отработать механизмы реализации рекомендаций НАК и обеспечение возвращения на родину граждан России», а также «наладить взаимодействие с египетской стороной для обеспечения безопасности воздушного сообщения».

Естественно, распоряжения главы государства были восприняты как существенное изменение политической линии. Этому способствовали и США с Великобританией, совершенно однозначно трактующие трагедию как террористический акт. Некие доказательства тому британская сторона передала России 9 ноября, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков это подтвердил. Однако говорить об изменении российской позиции рано — инициативы главы государства связаны в первую очередь с обеспечением безопасности российских граждан за пределами страны. Политическая линия пока не меняется.

В этом есть своя логика. Дело в том, что после того, как ограничения на полеты в Египет были введены правительствами Великобритании, Ирландии, Нидерландов и Украины, у российских властей попросту не осталось иного выхода. До окончания расследования — к каким бы выводам ни пришло следствие — всегда остается гипотетическая опасность повторения террористического акта.


 Дэвид Кэмерон Фото: Tolga Akmen / Zumapress / Global Look

Но реакция Кремля вовсе не подразумевает автоматического согласия с позицией Лондона. Тем более что сама Великобритания, хоть и закрыла авиационное сообщение с Египтом и приступила к вывозу своих граждан оттуда (по некоторым данным, на этом курортном направлении на момент объявления об этом решении находилось около 25 тысяч британских туристов), до сих пор не предъявила широкой общественности никаких доказательств своей правоты. Речь идет только о передаче неких данных российской стороне — однако чтобы Москва поменяла свое отношение к происходящему, они должны быть крайне убедительными.

Внутриполитические последствия

Это тем более важно, что запрет Кремлем полетов в Египет будет иметь еще и внутриполитические последствия. Египетское направление — одно из самых популярных в России. По данным Ростуризма, по итогам первого полугодия страну посетили 1,05 миллиона отечественных туристов — это примерно пятая часть всех россиян, отдыхающих за границей. Понятно, что решение об эвакуации туристов и прекращении продажи путевок в Египет туристические операторы встретили без особого восторга. И сразу предупредили о том, что компенсаций на всех не хватит.

«Компаниям просто неоткуда взять эти деньги, ведь все средства не складываются в одном месте, а работают. И возврат сразу всех средств будет означать автоматическое банкротство туроператоров», — поясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По всей видимости, придется вмешиваться властям — вице-премьер Аркадий Дворкович уже дал понять, что государство поможет туристическим компаниям. «10 ноября я встречусь с представителями туристических компаний, и мы обсудим возможные пути поддержки турбизнеса в России», — отметил он.


 Российские туристы в Шарм эль-Шейхе Фото: Asmaa Waguih / Reuters

Отдыхающих, планировавших провести новогодние праздники за рубежом и располагающих средствами только на бюджетную поездку в Египет, никто, конечно, не поддержит. Безусловно, у многих это вызовет недовольство, однако надо понимать, что дешевый отдых в одном из самых беспокойных районов Египта, на Синайском полуострове, чреват серьезными последствиям. Особенно если местные власти халатно относятся к вопросам безопасности — как об этом сообщила CNN со ссылкой на свои источники в американской разведке. По данным американской телекомпании, террористическому акту способствовала местная коррупция — есть информация, что даже сейчас службы безопасности в аэропортах Египта работают в достаточно расслабленном режиме.

Удар по Каиру

Сдержанную позицию Москвы по всем вопросам, связанным с катастрофой авиалайнера A321, уже оценили по достоинству власти Египта. Официальный Каир заявил, что всячески поддерживает стремление Кремля разобраться в ситуации, выразив понимание введенных Москвой ограничений. «Решение президента Владимира Путина о приостановке полетов является частью мер по обеспечению безопасности для защиты граждан своей страны», — отметил министр иностранных дел Египта Самех Шукри. И подчеркнул, что двусторонние отношения «не были и не будут затронуты этим трагическим инцидентом».

А позицию англичан египтяне осудили. «Великобритания вышла за рамки протокола и международных норм после того, как премьер-министр Дэвид Кэмерон выступил с заявлением о причинах авиакатастрофы российского самолета. Причем он это сделал во время визита в Лондон президента ас-Сиси», — сетует глава МИД Египта. По его мнению, «предавать гласности неподтвержденные данные было неуместно».

Ограничение на туризм в Египте, введенное сразу четырьмя странами (Россией, Великобританией, Нидерландами и Украиной), неизбежно ухудшит общественно-политическую ситуацию в стране. По данным 2014 года, туризм принес египтянам 36,4 миллиарда долларов, а это около 12 процентов ВВП. Египет не может не испытывать озабоченность из-за запрета на авиационное сообщение со стороны России и Великобритании.


 Ночные вылеты с авиабазы «Хмеймим» Фото: mil.ru

«Русские и британцы больше всего посещают Египет — россияне находятся на первом месте (пятая часть всего туристического потока — прим. «Ленты.ру»), за ними идут подданные Королевства (десятая часть — прим. «Ленты.ру»), а именно из этих стран сейчас приостановлены полеты. Поэтому складывается очень сложная обстановка, особенно в Шарм-эль-Шейхе», — признал министр туризма страны Хишам Заазу. Обрушение отрасли может вызвать необратимую реакцию — любое ухудшение общественно-политической ситуации приведет к резкой радикализации местных исламистов. Понятно, что конечные бенефициары всего этого — террористические организации региона, включая запрещенное в России «Исламское государство».

Заявления египетских властей в российском информационном поле остались практически незамеченным, в отличие от резких высказываний Лондона и Вашингтона. Между тем они весьма важны в контексте операции Воздушно-космических сил России в Сирии. Как минимум четыре страны региона, включая Египет, проводят с Москвой консультации — в том числе и по военным вопросам. Еще в сентябре крупнейшие региональные игроки подписали соглашение об обмене разведывательной информации в рамках совместной борьбы с запрещенным в России «Исламским государством». Это также стоит иметь в виду, говоря об информационной кампании Лондона и Вашингтона вокруг гипотетического террористического акта в небе над Синайским полуостровом.

 

Геворг Мирзаян

Источник: lenta.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий