В Украину из Беларуси начало поступать дизельное топливо Евро 5 под маркировкой ТДЭ EN590 (Топливо дизельное экспортное). Произведенный на российских НПЗ продукт сертифицируется по белорусскому ТУ, после чего поставляется в Украину уже в качестве белорусского экспорта. Об этом OilNews сообщили операторы украинского рынка, которые предоставили соответствующие сертификаты и паспорта качества.
«ТДЭ родил запрет на экспорт ДТ из России», – рассказал OilNews источник в трейдерских кругах Беларуси. По его словам, если проект поставок биодизеля в 2012 году заключался в неуплате российской экспортной пошлины, то новый «транзитный» проект возник из-за запрета на прямые поставки дизтоплива из России, причем экспортная пошлина с этих объемов уплачивается в полной мере в белорусский бюджет.
«Ценовое преимущество у российского реэкспортного ДТ не такое большое, но с учетом высоких премий на белорусские нефтепродукты в Украину, объемы этих поставок могут быть весьма существенными», – полагают эксперты.
«Данное топливо поставляется из России в Беларусь, где на него выдают подобные документы, и в качестве ТДЭ оно переадресуется в Украину. Формально настоящий производитель нигде не фигурирует, однако сами поставщики признаются, что топливо имеет российское происхождение», – рассказал OilNews крупный трейдер, оперирующий поставками на ст. Коростень (Житомирская область).
По состоянию на 9 ноября ТДЭ было завезено как минимум четырьмя компаниями, в том числе крупнейшими украинскими импортерами. Еще два трейдера реализуют этот ресурс в крупном опте, перекупив объем у прямых импортеров.
Цена на ТДЭ в пятницу была значительно ниже рыночной – 17300-17350 грн/т. В то время как поставщики белорусского, литовского и греческого ДТ предлагали ресурс по 17600-17750 грн/т.
Экспортерами ТДЭ из Беларуси называются «Интерсервис» и «Энерго-Оил». Первая компания контролируется Александром Шакутиным и Николаем Воробьем, вторая принадлежит Алексею Олексину.
По словам участников рынка, эта схема поставок стартовала в последнюю декаду октября, когда стало окончательно понятно, что импорт российского дизеля по железной дороге не возобновится в ближайшее время.
Отметим, что продолжает функционировать и другая схема поставки российского дизтоплива через Беларусь, которая включает отгрузку трубопроводным транспортом «лукойловского» ресурса до Гомеля, а далее по ж/д в Украину через дочернюю компанию «Лукойл-Белоруссия». Как отмечают операторы рынка, эти поставки идут стабильно.
Поставки дизтоплива в Украину из РФ прекратились с начала октября из-за препятствий, созданных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю РФ. Российские госорганы объясняют, что цель ограничений — не допустить использование российского топлива вооруженными силами Украины.
Напомним, что в 2011-2012 белорусские компании были уличены в поставках так называемого биодизельного топлива, которое после смены кода продукции освобождалось от уплаты российской экспортной пошлины. Поставки в Украину этого продукта в отдельные месяцы составляли до 150 тыс. т. Так называемый растворительный бизнес стал причиной серьезного межгосударственного скандала между Россией и Беларусью.
Источник: news.tut.by