Непризнанная Республика превращается в пороховую бочку Европы
В Приднестровской Молдавской Республике усиливается противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, а также президента и бизнес-сообщества. Никакой другой современный конфликт, включая украинский и сирийский, не грозит нам прямым столкновением с НАТО в столь явном виде.
Все внимание российской политической элиты, экспертного сообщества и СМИ оказалось сосредоточено на Украине и Сирии. На информацию о том, что Киев и Кишинев резко ужесточили режим передвижения товаров через границы с Приднестровской Молдавской Республикой, мало кто обратил внимание. Это отчасти понятно: там пока не стреляют да и масштаб проблем кажется несопоставимым с украинским или сирийским.
Последствия блокады
Между тем обострение ситуации в Приднестровье способно привести к намного более серьезным угрозам национальной безопасности России, чем украинские и сирийские проблемы вместе взятые. Ведь на территории непризнанного государства развернута Оперативная группа российских войск (ОГРВ). В ее составе отдельный мотострелковый батальон миротворцев (около 400 человек), два батальона войсковой части № 13962 – 1500 человек (охрана склада вооружения и военной техники), вертолетный отряд и подразделения обеспечения. Здесь, в районе населенного пункта Колбасна, находится один из крупнейших оружейных складов в Европе, оставшийся со времен СССР. Сюда при выводе группировок советских войск из ГДР, Чехословакии и Венгрии завезли значительную часть вывезенных из этих стран боеприпасов. На складе хранится свыше 100 танков, около 50 БМП, более 100 БТР и 200 ЗРК, самоходные ПТРК, РСЗО «Град», огромное количество артиллерийских орудий и минометов, БРДМ, почти 35 тысяч автомобилей и автомобильных шасси, около 500 единиц инженерной техники, 130 вагонов инженерного имущества и 1300 тонн инженерных боеприпасов, 30 тысяч автоматов, пулеметов и другого стрелкового оружия. Количество боеприпасов (снаряды, авиабомбы, мины, гранаты, патроны) превышает 21 500 тонн (430 расчетных вагонов), более 50 процентов из них просрочены.
Мы не можем оставить этот регион без своего внимания и опеки хотя бы потому, что более 150 тысяч человек из почти полумиллионного населения Приднестровья имеют российское гражданство. Обеспечивать их безопасность – обязанность государства, прописанная в Конституции. Если же в результате диверсии или просто неквалифицированного отношения к хранимым боеприпасам произойдет взрыв, то по своим последствиям он будет сравним с атомной бомбардировкой Хиросимы или Нагасаки и отвечать за последствия придется именно России.
При таких обстоятельствах Украина и Молдавия предпринимают шаги по резкому сокращению транзита подакцизных товаров из Приднестровья и обратно. Между тем оно более ни с какими государствами не граничит и не имеет выхода в Мировой океан. Соответственно действия украинских и молдавских властей могут стать началом установления блокады региона. Можно спорить о правомочности подобных действий. Важно одно: Приднестровью такая блокада грозит экономической катастрофой. Изолированной от России оказывается и ОГРВ.
Морского сообщения с Приднестровьем у России нет. Железнодорожное – через Украину – легко остановить в любой момент. Воздушное – через нее же – уже прекращено, автомобильное – фактически тоже. При дальнейшем ужесточении режима транзита на приднестровских границах Россия может оказаться перед дилеммой: сдать регион, признав свое поражение, или «пробивать» коммуникацию всеми доступными мерами, вплоть до военных, если не помогут другие инструменты.
Первый вариант будет означать ускоренную интеграцию ПНР в Молдавию с вероятным включением последней в НАТО и последующим нарастанием военных угроз РФ, резким падением у сограждан авторитета президента, правительства и всей правящей элиты, созданием благоприятных условий для дестабилизации социально-политической ситуации в стране, чреватой социальным взрывом.
Военная операция по созданию коридора с побережья Черного моря к Приднестровью пройдет на территории либо Украины, либо Молдавии. В обоих случаях на первом этапе она быстро и успешно завершится – Киеву и Кишиневу нечего противопоставить российскому морскому десанту. Коридор будет «пробит». Однако военное вмешательство НАТО в данном случае практически неизбежно, то есть речь идет о прямом военном столкновении России с альянсом. В короткие сроки создать на ограниченном приднестровском плацдарме мощную группировку, обеспечить ее всем необходимым невозможно. У натовских войск будет абсолютное превосходство в силах. В результате России придется или признать военное поражение в ограниченном конфликте с НАТО, что чревато катастрофическими последствиями внутри страны, или расширять масштаб конфликта, распространяя его на сопредельные территории. Ответ очевиден: военное столкновение в Приднестровье, вероятнее всего, станет интенсивно расширяться, постепенно превращаясь в полномасштабную войну Россия – НАТО. Однако военный потенциал РФ несопоставимо меньше, чем западный. Таким образом, риск перехода конфликта в ядерную фазу достаточно высок.
В этой связи стоит более пристально взглянуть на ситуацию в самой ПМР.
Курс на национализацию
По данным источников из высших эшелонов власти непризнанной республики (вполне заслуживающих доверия), в Приднестровье нарастает внутренний конфликт. Основная линия размежевания проходит между исполнительной властью во главе с президентом ПМР Евгением Шевчуком и законодательной, то есть Верховным советом республики. Напряженность доходит до открытого противостояния в СМИ главы республики и бизнес-сообщества, особенно крупных организаций, формирующих за счет налоговых поступлений большую часть бюджета ПМР и обеспечивающих работой значительную часть населения.
По имеющимся данным, наиболее интенсивно конфликт начал развиваться с 2012 года, когда на фоне глобального кризиса стало очевидным резкое ухудшение социально-экономической обстановки в республике. Значительно усугубили положение волнения на Украине, завершившиеся приходом к власти жестко прозападных фигур и гражданской войной. Президент и правительство ПМР поспешили принять экстренные меры к увеличению наполняемости бюджета. Более чем на четверть увеличена налоговая нагрузка – с 27 до 34 процентов. Крайне непопулярным шагом оказалось и повышение в 1,7 раза тарифов на газ для промпредприятий. Так как промышленность Приднестровья отличается высокой энергоемкостью, это привело к полной или частичной остановке металлургического завода в Рыбнице, Молдавской ГРЭС, Рыбницкого цементного комбината. Следствием стали снижение налоговых отчислений в бюджет, сокращение рабочих мест, почти двукратное уменьшение валютных резервов и потеря рынков для предприятий. На этом фоне правительство и президент ПМР начали разрабатывать законопроекты, направленные на введение госуправления на предприятиях частной формы собственности в случае приостановки их деятельности. Источник, близкий к руководству республики, пожелавший остаться неизвестным, утверждает, что исполнительная власть предложила руководителям работающих частных компаний перейти к заключению индивидуальных секретных договоров по уплате налогов и сборов, где предусматривается передача части акций казне в обмен на сниженный газовый тариф. В целом можно говорить о том, что для негосударственных предприятий создаются существенно худшие условия хозяйствования. Тарифы на газ для частников превышают аналогичный показатель в России почти в четыре раза. Госпредприятия Приднестровья платят значительно меньше. Фактически в ПМР идет скрытая национализация объектов экономики, прежде всего крупных. В результате начинает уходить серьезный иностранный бизнес, в том числе и российский. Так, из состава акционеров Молдавского металлургического завода вышел Алишер Усманов.
Ситуация развивается по нарастающей. По результатам 2014 года инвестиции в приднестровскую экономику сократились на 11 процентов, а по итогам первой половины 2015-го упали почти на 40 процентов.
По мнению упомянутого источника, нарастанию напряженности в Приднестровье (особенно между исполнительной властью и бизнесом) существенно способствовало предложение об отмене сроков давности по уголовным делам, что противоречит мировой практике. С такой инициативой выступил президент Евгений Шевчук. Однако этот законопроект и некоторые другие не были поддержаны ВС ПМР. В свою очередь президент не торопится подписывать принятые ВС законы. Есть сведения, что сегодня ждут своего часа более 50 таких законов (с превышением сроков, определенных конституцией ПМР). Созданная по инициативе президента Приднестровская телерадиокомпания, интегрировавшая практически все государственные электронные СМИ, чрезвычайно ограничила доступ к ним депутатам из оппозиционных фракций ВС.
В фазу открытого противостояния перешли отношения между исполнительной властью и лидером приднестровского бизнес-сообщества – холдингом частных компаний «Шериф», руководство которого выступило с открытым письмом, обвинив правящую верхушку в нарушении законодательства и преднамеренном удушении предпринимательства. В ответ президент в телеобращении к жителям республики в эфире канала «Первый Приднестровский» фактически бросил вызов всему крупному бизнесу республики: «Некоторые олигархи имеют наглость фактически шантажировать правительство: «Не дадите дешевые энергоносители – уволим тысячи людей». Если вы, так называемые бизнесмены, продолжите и дальше шантажировать государство, запугивать людей, то будете иметь дело с правоохранительными органами ПМР».
Многие в России похвалят Шевчука за то, что тот поставил олигархов на место, но следствием всех этих коллизий стал обвал приднестровской экономики. По итогам первой половины 2015 года ВВП ПМР сократился на 19 процентов. Притом что объем внешних газовых дотаций республике со стороны России достигает 60 процентов ВВП. Промышленное производство в целом сократилось на 16 процентов, а в основной экспортной отрасли – металлургии – более чем на 50 процентов. Особенно страдают работники бюджетной сферы и пенсионеры, чьи доходы снизились на 30 процентов. Естественной реакцией стал резкий рост социальной напряженности. Ведь надо учитывать, что в Приднестровье примерно половина населения – пенсионеры, а каждый второй занятый в экономике – работник бюджетной сферы.
Усиление противоречий в политической элите ПМР в сочетании с обострением конфликта власти и бизнеса неизбежно способствует нарастанию проблем, чем не преминут воспользоваться внешние силы. Комплексное воздействие названных негативных факторов на весьма хрупкую социально-политическую систему ПМР может привести к социальному взрыву с последующим вероятным разрушением государственности Приднестровья. Россию при подобном варианте развития событий ожидает целый букет угроз и проблем.
Наши действия
Прежде всего велика вероятность того, что молдавские власти в случае социальной нестабильности постараются сделать все возможное, чтобы восстановить контроль над регионом. Ведь для них это пропуск в НАТО. А для РФ такой исход чреват не просто возникновением крупнейшего на постсоветском пространстве плацдарма НАТО, но и огневым соприкосновением российской ОГРВ с войсками Молдавии. Вряд ли останутся в стороне в таком случае и украинские власти или по крайней мере боевики «Правого сектора». Таким образом, риск российско-натовского военного конфликта высок.
Но даже если Кишинев и не решится ввязаться в приднестровский конфликт, сохранятся следующие серьезные угрозы.
1. Захват вооружения и боеприпасов на складе у Колбасной иррегулярными формированиями, которые неизбежно появятся с началом открытого противостояния с властью (в том числе и по инициативе внешних сил). Это может привести к вооруженному столкновению ОГРВ с ними и последующему обвинению России во вмешательстве во внутренние дела Молдавии. Далее весьма вероятно включение в конфликт НАТО.
2. Для эвакуации войск ОГРВ и склада вооружения и боеприпасов в Россию необходимо от 2500 до 3000 вагонов, то есть 50–60 расчетных эшелонов. Вряд ли Украина пропустит их через свою территорию. Да и Молдавия, вероятно, не согласится с транзитом российских военных грузов к Черному морю через свои земли.
3. Неизбежная гуманитарная катастрофа, которая возникнет в ПМР с началом острой фазы внутреннего конфликта, также потребует от России безотлагательных мер. Нельзя забывать и о необходимости защитить капиталовложения отечественных коммерческих структур, что опять-таки чревато вооруженным противостоянием с участием ВС РФ.
В этой связи нашим властям целесообразно сделать экстренные шаги для стабилизации обстановки в ПМР. Прежде всего необходимо при помощи главным образом дипломатических и экономических мер восстановить беспрепятственный транзит гуманитарных и хозяйственных грузов в ПМР, то есть обеспечить условия для ее сохранения даже при обострении международной обстановки. Не менее важным направлением может стать укрепление межпарламентских связей между ГД ФС РФ и ВС ПМР. Наконец, самым важным для оздоровления обстановки в ПМР будет комплекс мер по устранению конфликта в политической и экономической элите Приднестровья. Россия располагает большим спектром уникальных возможностей влияния на обстановку в ПМР, включающим неформальные средства.
Стабилизация ситуации в проблемном регионе потребует определенных расходов. Возможно, некоторые экономисты оценят их как существенные. Однако принятие всех доступных мер позволит предотвратить несопоставимо большие потери от вероятного конфликта России с НАТО, а также жертвы среди наших граждан.
Константин Сивков
Источник: vpk-news.ru